Чем больше становится сообщество людей, тем больше ему нужны сверхъестественные силы, которые будут следить за моральным обликом человека.

Боги, которые следят за исполнением моральных норм и карают тех, кто совершает зло, в человеческой истории довольно редки – даже если к «обычным» богам прибавить некие мировые сверх-принципы, вроде закона кармы, согласно которому всё равно лучше поступать хорошо, чем плохо, потому что потом плохо будет уже тебе. Большинство сверхъестественных сил, которые успели напридумывать люди, моральным обликом человека не слишком интересуются, да и сами часто поступают далеко не в соответствии с нашим представлением о морали.

Микеланджело. Сотворение Адама. (Фото: Wikipedia) 
Открыть в полном размере

Антропологи и этнографы давно думают, откуда взялся такой перекос между моральными и не-моральными богами. По одной из гипотез, всё дело в численности населения: в малых сообществах, где все друг друга знают поимённо и все знают, кто кому каким родственником приходится, преступник будет наказан самим сообществом. Но с ростом населения, когда вместо одной деревни появляется много деревень, когда появляются города, где за преступником уже не уследить, нужен ещё какой-то предохранитель от антисоциального поведения, так что сверхъестественная сила получает функции полиции.

Исследователи из Оксфорда, Университета Коннектикута и ряда других научных центров США, Великобритании и Ирландии пишут в Nature, что эта гипотеза, по-видимому, верна. Они воспользовались базой данных «Сешат» (названной в честь древнеегипетской богини письма, судьбы, счёт и литературы), в которой содержатся сведения о размерах, управлении, военных силах, экономике и религиозных верованиях различных сообществ, существовавших в последние 10 000 лет. Из них авторы работы сравнили между собой несколько сотен, существовавших с глубокой древности до промышленной революции. Сложность сообществ сопоставляли с тем, поклонялись ли в нём богу или богам, поощрявшим разные моральные добродетели, вроде честности, верности и пр.

И действительно, морализирующие боги были в большей степени свойственны крупным обществам, нежели мелким. Более того, исследователям удалось сравнить некоторые сообщества, у которых в какой-то момент случилась смена верований с появлением богов-хранителей моральных норм – и оказалось, что эти боги появлялись после того, как общество разрасталось и делалось сложнее.

Иными словами, моральные боги были не причиной, а следствием, что людей становилось больше. По словам одного из авторов статьи, Патрика Саважа (Patrick Savage), как только сообщество дорастало до 1 миллиона (или около того), в нём появлялась явная потребность, чтобы поддерживать стабильные отношения между теми, кто в нём жил – а это могли быть люди разных этносов, разных языков и т. д.

В то же время, как пишет портал Science, некоторые специалисты полагают, что полученные результаты нужно перепроверить – во многом потому, что некоторые данные, хранящиеся в базе «Сешат», требуют уточнения со стороны историков и археологов.