Иммунитет, «разогретый» слишком сильным вирусом, мешает работать нервным клеткам мозга.

Грипп портит память

Стилизованное изображение вируса гриппа. (Фото: Steve Shohl / Flickr.com)

Грипп портит память

Нейрон гиппокампа: зеленым окрашены дендриты, красные точки – дендритные шипики, места потенциальных межнейронных контактов. (Фото: Shelley Halpain / UC San Diego)

Всякий, кто хоть раз болел гриппом, знает, что пока гриппуешь, голова работает плохо. Но в некоторых случаях последствия гриппа могут сказываться на когнитивных функциях и после выздоровления.

Мартин Корте (Martin Korte) из Брауншвейгского технического университета и его коллеги экспериментировали с мышами и тремя типами вируса: H1N1, известным по эпидемии свиного гриппа в 2009 году; H7N7, довольно опасным штаммом, который, однако, редко встречается у людей; и H3N2, от которого чаще всего страдают в нынешнем гриппозном сезоне.

Вирусы впрыскивали мышам в нос, животные заболевали, потом выздоравливали, и спустя месяц после инфекции выглядели так же, как до болезни. Однако у тех из них, которые переболели штаммами H3N2 и H7N7, память работала заметно хуже: когда их запускали в водяной лабиринт, где нужно было найти плавучую платформу, мышам было сложнее запомнить к ней правильный путь, и проблемы с памятью продолжались у них целых четыре месяца. У тех, которые переболели более мягким штаммом H1N1, память работала нормально.

В статье в Journal of Neuroscience говорится, что после тяжелого гриппа у мышей менялись нейроны в гиппокампе – одном из главных центров памяти. У нейронов гиппокампа становилось меньше так называемых дендритных шипиков – выростов на поверхности клетки, которые обозначают места, где нейрон может сформировать синапс с другим нейроном. Если шипиков становится мало, значит, нейрон не так активно участвует в нервных цепочках, а память, как известно, напрямую зависит от способности нейронов вступать в контакт друг с другом.

Штамм H7N7 может непосредственно заражать клетки мозга, но H1N1 и H3N2 в мозг проходят очень редко. И скорее всего тут дело не в самом вирусе, а в иммунитете. После гриппа у мышей в мозге становилось много иммунных клеток микроглии, которые делают то же, что их коллеги в других органах, то есть уничтожают зараженные клетки, убирают молекулярный и клеточный мусор и т. д.

Но иммунитет – оружие обоюдоострое, и давно известно, что от воспаления страдают и здоровые ткани. Обычно после болезни иммунная система успокаивается быстро, однако, по словам авторов работы, в мозге у мышей клеток микроглии оставалось слишком много даже спустя два месяца после гриппа. Вероятно, проблемы с памятью у животных были как раз потому, что иммунитет в мозге долго не мог угомониться.

Как в этом смысле ведет себя наша иммунная система, еще предстоит проверить, но не исключено, что для полной реабилитации после особо тяжелых форм гриппа нужно обращать специальной внимание на мозг тоже.

ScienceNews.