С помощью нового метода можно найти антибиотические свойства даже у таких соединений, которые антибиотиками до сих пор никто не считал.

Бактериям и грибам нередко приходится воевать друг с другом за ресурсы, и для взаимного истребления у них есть оружие – антибиотики. И очень многие антибиотики, которые используют в медицине – это сильно изменённые молекулы, которые мы позаимствовали у микроорганизмов. Но бактерии, как и всё живое, меняются, и со временем старые антибиотики становятся неэффективными, потому что микробы стали устойчивы к ним (например, научились расщеплять опасные молекулы или просто сразу выкидывать их из своих клеток).

(Иллюстрация: Jezper / Depositphotos)

В последнее время проблема устойчивости к антибиотикам стала особенно острой, и исследователи активно ищут какие-нибудь совсем новые вещества с антибиотическими свойствами. Обычно ищут их у тех же бактерий. Но ведь антибиотические вещества могут быть и небактериального происхождения. Правда, тут возникает проблема: разнообразных молекул на свете очень много, и как их всех проверить на антибиотиковость?

Для этого исследователи из Московского физико-технического института (МФТИ) вместе с коллегами из Сколковского института науки и технологий, Московского государственного университета и Института биохимии и генетики РАН разработали полуавтоматический метод анализа, с помощью которого протестировали более 125 тысяч молекул на предмет антибиотических свойств.

Вещества испытывали на кишечной палочке: они должны были блокировать в бактерии синтез белка или синтез ДНК. В итоге удалось обнаружить 688 соединений с явными антибиотическими свойствами. Среди них 38 оказались производными 2-пиразол-1-ил-тиазола – до сих пор такие соединения никто не рассматривал в качестве антибиотиков.

Возможно, производные 2-пиразол-1-ил-тиазола станут эффективным средством против самых разных инфекций, в том числе и лекарственноустойчивых (пока что эксперименты ставили с обычной кишечной палочкой без устойчивости к антибиотикам). И также вполне возможно, что новый метод поиска антибиотиков в будущем даст нам и другие, ещё более эффективные антибактериальные лекарства.

Результаты исследований опубликованы в The Journal of Antibiotics.