Погружённые в слепоту невнимания, мы можем выйти из неё, если у нас перед глазами пробежит что-то необычно быстрое.

Слепоту невнимания профессионально используют фокусники: отвлекая нас, они демонстрируют нам самое настоящее волшебство. (Фото: Kranich17 / Pixabay.com)
Открыть в полном размере

Один из самых известных психологических экспериментов — это эксперимент с «невидимой гориллой». Человека просят посмотреть, как группа людей передаёт друг другу мяч, и не просто посмотреть, а посчитать количество подач. В какой-то момент через группу людей с мячом проходит горилла, точнее, человек, переодетый гориллой. Около половины смотрящих её не замечают — они слишком поглощены подсчётом подач.

Есть и другие варианты этого эксперимента, но, так или иначе, все они иллюстрируют психологический феномен под названием слепота невнимания, или перцептивная слепота. Слепота невнимания имеет отношение не только к зрению: слишком увлечённо занимаясь какими-то вещами, мы не думаем ни о чём другом и не замечаем ничего другого. Но если быть точным, то перцептивная слепота всё-таки касается только органов чувств: мы не видим и не слышим объекты, появления которых просто не ждём.

В то же время неожиданный объект может оказаться настолько неожиданным, что хочешь не хочешь, а заметишь. Можно предположить, что если бы в компании игроков в мяч появилась не горилла, а что-нибудь вообще не похожее на человека, какой-нибудь чёрный куб, все зрители его бы обязательно заметили. Также сама «горилла» может повести себя как-то иначе. Как пишут в PNAS сотрудники Нью-йоркского университета, невидимость «гориллы» зависит от того, как она двигается. Исследователи повторили знаменитый эксперимент, но если в одном случае «горилла» шла сквозь группу играющих медленно (как в исходном эксперименте), то в другом «гориллу» просили двигаться немного быстрее, чем это делали люди с мячом, а в третьем случае «горилла» вообще стремительно проходила между ними. Иногда «горилла» не шла, а прыгала.

Зрители, сосредоточенно считающие мячи, плохо замечали медленную «гориллу», но зато очень хорошо замечали «гориллу» быструю. Медленную «гориллу», впрочем, тоже начинали замечать намного чаще, если она передвигалась прыжками. Эксперимент повторили с абстрактными точками, которые двигались по экрану — нужно было сосчитать, сколько раз точки пересекали область в центре экрана. В какой-то момент среди точек появлялся треугольник, и всё повторялось: если треугольник двигался в том же темпе, что и точки, его замечали с трудом, если двигался быстрее, его замечали намного лучше. А вот если треугольник двигался медленнее точек, то опять внимание смотрящих скользило мимо него.

То есть чтобы «горилла» стала видимой, она должна или
двигаться быстрее, или двигаться как-то иначе (прыгать, а не идти). Вероятно,
тут дело в том, что нашим предкам важно было в первую очередь видеть всё, что
быстро движется – потому что если что-то быстро движется, то это, скорее всего,
нападающий хищник, и на него нужно обратить внимание прямо сейчас. Правда,
нужно ещё уточнить, что «гориллы» в таких экспериментах не слишком выделяются
цветом и тоном, и, вероятно, если в кадр с чёрно-белыми игроками в мяч зайдёт «горилла»
попугайской расцветки, её заметят, как бы медленно она ни двигалась.