Аутоиммунные антитела, появляющиеся при инфекции, провоцируют иммунные клетки закупоривать кровеносные сосуды.

Одно из тяжёлых осложнений коронавирусной инфекции COVID-19 – это множественные тромбы в лёгочных кровеносных сосудах. Причиной тромбов могут быть антитела против наших собственных клеток, или аутоиммунные антитела, которые появляются при COVID-19. Но тромб устроен довольно сложно, и сами по себе антитела тромб образовать не могут.

(Иллюстрация: urfingus / Depositphotos)

Исследователи из Мичиганского университета предположили, что в «ковидном» тромбообразовании большую роль играют иммунные клетки нейтрофилы. Аутоиммунные антитела, которые появляются при вирусном воспалении, нацелены на фосфолипидные молекулы в мембранах клеток. Фосфолипиды есть и в мембранах нейтрофилов, которые служат первой линией обороны против инфекций. Среди разнообразного иммунного оружия в арсенале нейтрофилов есть так называемые ДНК-сети. О нейтрофильных ДНК-сетях мы уже как-то рассказывали: в нейтрофилах включается программа самоуничтожения, заставляющая их высвободить собственную ДНК наружу. В получившейся сети запутываются бактерии, больные клетки, а если всё происходит в кровеносном сосуде, то и тромбоциты; а тромбоциты, как известно – важнейший компонент реакции свёртывания крови.

Собственно, не так давно мы говорили о том, что нейтрофильные сети могут усугублять тяжесть коронавирусной инфекции. Сейчас исследователи предположили, что именно аутоиммунные антитела, садясь на нейтрофилы, активируют их самоуничтожение с образованием ДНК-сетей. В статье в Science Translational Medicine говорится, что когда такие антитела, взятые у больных с COVID-19, добавляли к нейтрофилам, выращиваемым в лаборатории, то нейтрофилы выбрасывали ДНК-сети. А когда те же антитела вводили мышам, то у мышей появлялись множественные тромбы. У больных с коронавирусом повышается не только уровень аутоиммунных антител, но и уровень нейтрофилов, так что «ковидные» тромбы действительно могут образовываться именно по такому механизму.

Правда, этот механизм не обязательно единственный. Аутоиммунные антитела появляются у многих пациентов с COVID-19 и тромбами, но не у всех. С другой стороны, тромбы вообще сопутствуют сильному воспалению. Очевидно, есть другие молекулы, которые участвуют в воспалительной реакции и которые стимулируют тромбообразование.

Аутоиммунные антитела против мембранных фосфолипидов возникают не только при COVID-19, но и при других инфекциях, как вирусных, так и бактериальных. На самом деле, от них может быть даже определённая польза, потому что они стимулируют формирование нейтрофильных ДНК-сетей и тем самым ограничивают распространение инфекции в тканях. Но если эти антитела начинают провоцировать тромбы в кровеносных сосудах, ситуация может стать просто опасной – в случае COVID-19 лёгкие могут просто отказать из-за множественных тромбов. Почему вирус провоцирует иммунитет синтезировать такие антитела, предстоит ещё выяснить; пока же можно подумать о том, как целенаправленно очистить кровь больного от опасных антител, или хотя бы ослабить их тромбообразующее действие.

ScienceNews.