На ежах живёт бактерия, устойчивая к антибиотикам, и появилась она ещё в XIX веке.

От бактерий избавляются с помощью антибиотиков, но среди бактерий есть такие, на которые антибиотики не действуют. Механизмы лекарственной устойчивости разные, но среди причин обычно называют то, что антибиотиков в современном мире стало уж очень много; например, их используют для профилактики бактериальных инфекций в животноводстве, и если представить объёмы животноводства, то станет понятно, сколько антибиотиков оказывается в окружающей среде. Они стали важным фактором естественного отбора: бактерии не могут ими пренебрегать, в бактериальных популяциях всё чаще появляются устойчивые к антибиотикам, а значит, обладающие преимуществом перед теми, кто не устойчив.

(Фото: kwasny222 / Depositphotos)

Однако не стоит забывать, что антибиотики — это природные (или, если угодно, натуральные) молекулы: их придумали не люди — их издавна использовали друг против друга различные микроорганизмы. Бактерии и грибы активно воюют друг против друга, и антибиотики — одно из распространённых средств борьбы. Конечно, люди могут подсмотреть молекулу антибиотика у какого-нибудь грибка, а потом её усовершенствовать, но исходная молекула возникла в природе довольно давно. А раз так, то и устойчивость к антибиотикам должна была время от времени возникать у бактерий ещё в доантибиотиковую эру — то есть до того, как их стали активно использовать в медицине.

В этом смысле не стоит так уж удивляться статье в Nature, в которой говорится об антибиотикоустойчивом штамме золотистого стафилококка, которого нашли на ежах и который стал антибиотикоустойчивым около двухсот лет назад. Сотрудники Кембриджского университета вместе с коллегами из научных центров Дании, Германии и других стран брали пробы микрофлоры у ежей в Европе и Новой Зеландии. Оказалось, что 60% ежей в Швеции и Дании несут на себе одну из разновидностей MRSA (methicillin-resistant Staphylococcus aureus, или метициллин-резистентный золотистый стафилококк). Да и на ежах из других регионов Европы и из Новой Зеландии MRSA тоже попадается довольно часто.

Исследователи полагают, что причиной тому грибок Trichophyton erinacei, который тоже живёт на коже ежей: грибок выделяет антибиотик, и стафилококк может ужиться рядом с ним, только если будет антибиотикоустойчивым. Сравнивая гены лекарственной устойчивости у ежовых бактерий, можно узнать, когда эти гены впервые появились. Авторы работы пришли к выводу, что MRSA живёт на ежах где-то с XIX в., когда медицина ни о каких антибиотиках даже не ведала. У людей MRSA впервые обнаружили в 1960 году, и вполне вероятно, что «человеческий» MRSA — это MRSA с ежей.

На самом деле, именно ежовая разновидность MRSA встречается в одном случае из двухсот, когда у человека случается MRSA-инфекция. Ежи ежами, но всё-таки распространение антибиотиков играет большую роль в эволюции бактерий — разнообразием и широким распространением лекарственно-устойчивых штаммов мы обязаны нашему собственному увлечению лекарствами.