Фанаты дэт-метала реагируют на жестокость так же, как и те, кто такую музыку не слушает.

Споры о том, как поп-музыка действует на юные мозги, начались с появлением рок-н-ролла, если не раньше. Родители боялись, что их дети станут дегенератами, если будут слушать рок-н-ролл, потом на его место пришли другие жанры, и про них тоже говорили, что они портят молодое поколение, и так до сегодняшнего дня. (Знатоки истории искусств могут напомнить, что вообще редко какое новое направление в искусстве было избавлено от обвинений в развращении молодёжи.) С одной стороны, если взять экстремальные жанры тяжёлой музыки, вроде дэт-метала, то для неподготовленного слушателя какой он может показаться средоточием ненависти и ужаса, с другой стороны – мало ли кому что кажется.

(Фото: dundanim / Depositphotos) 
Открыть в полном размере

Исследователи из Университета Маккуори сравнили, как реагируют на жестокость и насилие фанаты дэт-метала и те, кто его не слушают. Студентам одновременно показывали две картинки, обычную и с эпизодами насилия, и следили, какая из них привлечёт больше внимания. Из предыдущих психологических исследований известно, что доля внимания, которую человек уделяет или не уделяет тем или иным образам, выдаёт чувствительность к определённым вещам; и если жестокая картинка не притягивает взгляд, значит, человек не видит здесь ничего необычного, а уж отсюда можно сделать определённые выводы.

Оказалось, что и фанаты дэт-метала, и не-фанаты одинаково реагировали на картинки. Более того, как говорится в Royal Society Open Science, даже если участникам эксперимента давали послушать дэт-металлическую композицию или же некую оптимистическую поп-песню, то и тогда реакция была одинаковой – и любители дэт-метала, и все прочие по-прежнему смотрели преимущественно на жестокую картинку.

Возможно, у кого-то могут возникнуть вопросы к такой интерпретации внимания – что тот, кто больше смотрит на сцены жестокости, якобы больше волнуется на их счёт, хотя на самом деле они могут доставлять ему удовольствие. Однако здесь важно, что обе группы вели себя одинаково. Если не предполагать, что в качестве обычных студентов в эксперименте участвовали исчадия ада, то приходится признать, что у их товарищей дэт-метал не произвёл никаких отклонений в психике в смысле повышенного равнодушия или повышенной любви к жестокости.

Скорее всего, волшебной силы искусства недостаточно, чтобы изменить какие-то свойства личности – по крайней мере, если речь идёт об экстремальных музыкальных жанрах. Более того, говоря недостаточно, мы как бы подразумеваем, что тут всё равно есть какое-то действие – но ведь и в этом отношении нет никакой уверенности. Короче говоря, можно сколько угодно говорить о том, что дэт-метал делает слушателя равнодушным к жестокости (а оперы Вагнера будят в душе ненависть к некоторым нациям), но ссылаться тогда лучше на собственную интуицию, здравый смысл, жизненный опыт и прочее в этом роде, но не на науку.

MedicalXpress.