Суздальские археологические находки связали северо-восток Руси X века с Византией и Ближним Востоком.

Международные связи Владимиро-Суздальской Руси

Международные связи Владимиро-Суздальской Руси

Международные связи Владимиро-Суздальской Руси

Северо-Восточная Русь в X–XI веке была оживленным торговым и культурным перекрестком: об этом свидетельствуют результаты раскопок на территории Суздальского Ополья, где были найдены артефакты со всех концов тогдашней Ойкумены – из Византии, с арабского Востока, с Поволжья.

Суздальское Ополье, обширное плато с невысокими холмами на территории современных Владимирской и Ивановской областей, в Средние века было «ядром» Владимиро-Суздальской Руси. В середине XIX века на этой территории предпринял грандиозные археологические раскопки граф Алексей Уваров. Однако полноценным источником для изучения истории Суздальской земли материалы уваровских раскопок быть не могут: полевые дневники графа слишком кратки, чертежи и рисунки погребений не составлялись, огромная коллекция оказалась спутана и депаспортизирована.

С 2011 года ученые Института археологии ведут работы на крупном могильнике Шекшово, одном из немногих, где удалось найти погребения, не затронутые раскопками Уварова. В 1852 году могильник насчитывал 244 кургана, а рядом находилось крупное поселение X–XII веков. Сегодня это пахотное поле без каких-либо следов курганных насыпей. Так что теперь, по словам руководителя раскопок, директора Института археологии РАН Николая Макарова, археологам приходится использовать особые методы, которые позволяют находить «невидимые» некрополи. Основания курганов находят с помощью электротомографической съемки, и даже если погребения полностью уничтожены, рядом с ними удается сделать интересные находки. Так, в минувшем году в Шекшово обнаружили ритуальную глиняную лапу бобра и глиняное кольцо.

Летом 2017 года с помощью электротомографии удалось найти основания пяти курганов, два из которых попали в зону раскопок общей площадью около 600 кв. метров. Всего в этой зоне было найдено четыре погребения: одно – приуроченное к уничтоженному кургану, прочие же три оказались бескурганными.

Самые значимые находки обнаружились в бескурганном погребении 6. Здесь была похоронена женщина 20–29 лет. В ее могиле лежало около 140 средневековых предметов, в основном украшения и детали одежды. Убор женщины состоял из проволочных височных колец, ожерелья из стеклянных бус и бисера с тремя подвесками из монет, подковообразной фибулы, двух браслетов, серебряного, бронзового и стеклянного перстней. За головой была массивная треугольная подвеска с привесками, у колен находились две арочных подвески с волютами, у стоп – прямоугольные пластинчатые подвески с привесками, судя по их положению, – украшения обуви. В костюме погребенной сочетаются украшения финских и славянских типов.

Две из трех монет в ожерелье – восточные (серебряные брактеаты, монеты с чеканкой на одной стороне, подражания саманидским дирхемам Насра бен Ахмада, получившие распространение во второй половине X века), и одна – византийская, в центре ожерелья. Это серебряный милиарисий императора Константина VII Багрянородного и его сына и соправителя Романа II. Именно он принимал княгиню Ольгу в Константинополе и был автором трактата «Об управлении империей», одного из немногих источников информации о Руси X века.

По словам Николая Макарова, «византийские серебряные монеты – редкая находка на древнерусских памятниках. В Суздальском Ополье ранее были найдены лишь четыре милиарисия, два обнаружил еще граф Уваров, еще два удалось обнаружить в последние десять лет при раскопках Шекшова и Тарбаева. Новая находка – еще одно свидетельство широких международных контактов и высокого благосостояния обитателей «большого поселения» в Шекшове… Все это позволяет проследить «дальние» связи обитателей Суздальской земли и лишний раз доказывает, что тогдашняя Русь была включена в интенсивный культурный и торговый обмен».

Исследователям также удалось подтвердить, что на северо-востоке Руси в конце X – начале XI века существовал обычай давать погребенному «деньги на проезд». Такая традиция – снабжать мертвых монетой для оплаты перехода в загробный мир – известна с античности, но на Руси подобные погребения редки и плохо документированы. На сей раз «проездную» монету достали из погребения 5, где был похоронен мужчина 20–25 лет. В его могиле нашли нож, а также половинку арабского дирхема конца X века без ушка для подвешивания монеты в качестве украшения, который и играл роль «обола мертвых».