Различия в генах не слишком соответствуют различиям в интеллектуальном развитии среди подростков.

Наша психика зависит от работы мозга, от его нейронов, нейронных цепочек и нейромедиаторов. В свою очередь, работа нейронов зависит от того, какие гены в них работают и насколько эффективно. Неудивительно, что множество исследователей ищут гены, которые были бы связаны с теми или иными когнитивными особенностями. И ещё не так давно можно было регулярно слышать про очередной «ген интеллекта». Но со временем «генов интеллекта» насобиралось столько, что стало ясно – чтобы оценить влияние генетики на умственные способности, нужно учитывать не один, не два и не три, а сразу множество генов.

(Фото: michaeljung / Depositphotos) 
Открыть в полном размере

Одно из таких исследований предприняли сотрудники Королевского колледжа Лондона вместе с коллегами из Университетского колледжа Лондона и Йоркского университета. Они проанализировали полные геномы более чем 7 тыс. британских подростков-близнецов, рождённых между 1994 и 1996 гг. Гены сравнивали с интеллектуальным развитием и успехами в учёбе, которые оценивали в 12 и в 16 лет. Интеллектуальное развитие проверяли в различных тестах на IQ, учебные успехи оценивали по времени, проведённом в школе и по успеваемости в английском языке, математике и других предметах. Интеллектуальный потенциал и школьные отметки не всегда соответствуют друг другу, поэтому их и оценивали отдельно.

Естественно, дети отличались между собой, и цель была в том, насколько по их генам можно предсказать такие отличия. Оказалось, что если брать интеллект, определяемый тестами, то различия в нём будут лишь на 5,3% соответствовать различиям в генах среди 12-летних, и на 6,7% – среди 16-летних. Это не следует понимать так, что из ста детей двенадцати лет примерно у пяти отличия в умственном развитии можно объяснить генами. На самом деле, если мы видим отличие между двумя 12-летними индивидуумами, и если всё отличие взять за 100%, то максимум 5,3% из него будет соответствовать различиям в генах.

Когда сравнивали школьные успехи, то здесь цифры оказались такие: для 12-летних отличия в успеваемости соответствовали отличиям в генах на 6,6%, для 16-летних – на 14,8%. Поскольку интеллект и школьные успехи так или иначе связаны, авторы работы попробовали оценить, насколько по генетические отличиям, выявленным для успеваемости, можно предсказать интеллект – оказалось, на 7,2% для 12 лет и на 9,9% для 16 лет.

Если же взять всё в целом, то, как говорится в статье в Molecular Psychiatry, отличия в генах позволяют предсказать максимум 11% разницы в интеллектуальном развитии, и 16% – в образовательных успехах. Исследователи подчёркивают, что они использовали разные математические методы для анализа множества генетических вариантов и для сравнения их с когнитивными показателями, но результаты всякий раз получались похожие. Оставшаяся доля различий, вероятно, появляется под влиянием факторов среды.

Реакция мозга на факторы среды тоже зависит от генов, но, вероятно, разные варианты генов задают широкую рамку для пластичного ответа – настолько широкую, что различия в самих генах уже не так сильно влияют на поведение мозга. Кстати, если обучение считать фактором среды (а почему его таковым и не считать), то можно вспомнить, что само обучение влияет на гены: мы как-то рассказывали о том, что при запоминании новой информации некоторые гены начинают работать активнее, другие же, наоборот, отключаются.