Культурные нормы предков-фермеров дают о себе знать в поведении современных горожан.

Память предков проявляется за чашкой кофе

Культурные нормы предков-фермеров дают о себе знать даже у современных горожан. (Фото: Burst / Pexels.com) 
Открыть в полном размере

Люди в городе живут иначе, чем в деревне. Однако память о том, как они жили, когда были фермерами, все равно проявляется в повседневном поведении.

Исследователи из Чикагского университета, Пекинского педагогического университета и Университета Виргинии продемонстрировали это на примере китайцев – выходцев из разных частей Китая, которые отличаются друг от друга традиционными сельскохозяйственными культурами: на севере страны издавна выращивали пшеницу, на юге – рис. Пшеница – менее трудоемкая культура, ее можно выращивать небольшим хозяйством. Рис – наоборот, требует намного больших усилий (в частности, для того, чтобы организовать сложную ирригационную систему), и потому одно хозяйство его не потянет, нужно объединяться всей деревней.

Можно предположить, что северяне будут в повседневном поведении более индивидуалистичны, а южан будет больше тянуть друг к другу. Но если те и другие переедут в город и перестанут заниматься фермерством – будут ли они вести себя по-прежнему? Чтобы это узнать, исследователи отправились в кофейни в китайских городах. Кофейни были как местные, так и входящие в международные сети, вроде Старбакса, общим числом 256; в целом статистика охватывала около 9 тыс. людей из шести городов – Пекина и Шэньяна на «пшеничном» севере, и Шанхая, Нанкина, Гуаньчжоу и Гонконга на «рисовом» юге.

Оказалось, что на севере люди в течение недели чаще пьют свой кофе в одиночку – если быть точными, в будни на 10%, а по выходным на 5% чаще. На юге, соответственно, предпочитают пить кофе в компании. (Разницу в процентах между буднями и выходными авторы работы не комментируют.) Но одними лишь наблюдениями дело не ограничилось. Исследователи проводили в кофейнях довольно простой эксперимент: два стула ставили так, чтобы они смотрели спинками друг к другу, и ставили их настолько близко, чтобы между ними можно было пройти, только повернувшись боком. Соответственно, посетители могли либо переставить стулья, либо оставить их, как есть, стараясь протиснуться между ними.

В статье в Science Advances говорится, что из нескольких сотен человек, которые сталкивались с затруднительной ситуацией, большинство предпочитало ничего не менять, проходя между стульями боком. Но притом в северных городах 16% посетителей кафе все-таки двигали стулья, тогда как в южных таких было всего 6%. Известно, что те, в ком сильно индивидуалистическое начало, склонны к тому, чтобы что-то изменить, если им что-то не нравится; в то же время те, в ком сильно коллективистское начало, стараются приспособиться к ситуации.

Опросы в кофейнях подтвердили, что большинство (90%) тех, кто заходил за кофе, были выходцами из близлежащих территорий – то есть они действительно принадлежали к северной культуре и южной культуре. Но в городе они, конечно, ни пшеницу, ни рис не выращивали, более того, даже их родители уже не занимались фермерством – в кофейнях наблюдали за теми, кого относят к среднему классу, чьи семьи перебрались в город достаточно давно. То есть несмотря на то, что город, как считается, воспитывает в человеке индивидуализм и заставляет иначе смотреть на собственные социальные связи, родовые культурные традиции, своеобразная память предков все же дают о себе знать.

В дальнейшем авторы работы хотят повторить свои эксперименты в кофейнях Индии. Индийцы тоже можно разделить на северных и южных, и, как и в Китае, северяне Индии традиционно больше занимались пшеницей, южане – рисом. Но климатически индийские север и юг отличается не так сильно, как китайские, и исследователей интересует, играет ли климат сам по себе какую-то роль в подобных культурных различиях.

 Science.