Накопленные в почве хлорбензолы ускоряют коррозию древних медных предметов.

Древнеримская медная чаша после консервационных работ, выставленная в музее Сэндвич (Sandwich). Фото: Luciana da Costa Carvalho et al, Scientific Reports, 2022.

Сельское хозяйство нередко называют чуть ли не главным врагом археологии. Перепахиваемые на протяжении десятилетий поля камня на камне не оставляют от культурного слоя, границы археологических памятников навсегда стираются, а плуг и борона вытаскивают из-под земли артефакты, которые становятся добычей местных жителей.

По правде говоря, бывает и обратное, когда сельхозтехника, наоборот, уберегает древности от разграбления чёрными копателями, когда, например, курганная насыпь давно уничтожена распашкой, но сами погребения и инвентарь оказываются ниже глубины, на которую вспахивается почва. Однако, как пишут в Scientific Reports исследователи из Оксфордовского университета, до тех артефактов, до которых не дотянулся плуг фермера или лопата чёрного археолога, могут добраться коварные хлорорганические пестициды, и ничего хорошего от этого не будет.

Осенью 2016 года неподалёку от деревни Уингем графства Кент в Великобритании любители металлодетекторного поиска обнаружили в земле медную чашу. Вызванные на место находки археологи бережно извлекли артефакт вместе с окружавшим его слоем грунта и заодно убедились, что рядом с ним отсутствуют какие-то другие предметы или захоронения. Медную чашу датировали серединой I – началом V веков и отправили в музей, но перед этим она попала в руки химиков. И уже они помогли узнать кое-что интересное о новейшей истории римского артефакта.

На поверхности чаши были характерные следы медной коррозии зеленоватого цвета. Казалось бы, нет ничего странного, что пролежавшая больше полтора тысяч лет в земле медь немного позеленела, однако исследователям удалось установить, что «ржаветь» чаша начала совсем недавно.

Зелёный налёт на медной чаше состоял из минералов группы атакамита – это гидроксихлориды меди. Значит, окисляться меди помогали хлорид-ионы (как, например, при контакте с дорожной солью намного быстрее ржавеют металлические предметы и конструкции). Но в почве, в которой обнаружили чашу, хлоридов от неорганических солей было мало, зато химики обнаружили хлорбензолы, в частности, гексахлорбензол. Эти вещества и их производные достаточно долгое время использовались в качестве пестицидов при обработке сельскохозяйственных полей. И даже после запрета применения их концентрация в почве всё равно сохраняется на высоком уровне, достаточном даже для того, чтобы ускорять окисление металлов.

На самом деле, археологи и раньше отмечали, что артефакты, найденные в период до  повсеместной «химизации» сельского хозяйства, зачастую оказываются в заметно более сохранном состоянии, чем те, которые находят сейчас. Сейчас же удалось подтвердить эти подозрения, точно связав результат повреждения артефакта с конкретным антропогенным источником – ни от кого ещё, кроме как от старых добрых фермеров, в таком количестве хлорбензолы на полях старой доброй Англии появиться не могли.