Наблюдая за нами, шимпанзе могут понять мотивы наших поступков.

Мы различаем проступки, совершённые намеренно и совершённые по неосторожности или, например, в силу обстоятельств, и к проступкам по неосторожности (или по необходимости) относимся мягче. Точно так же ведут себя и шимпанзе. В недавней статье в Biology Letters описан эксперимент, в котором обезьяны должны были отдать человеку некий предмет, а взамен получить угощение. Угощение было двух видов, получше и похуже. В некоторых случаях шимпанзе видели, что у человека есть выбор, что им дать, а в некоторых они видели, что выбора нет, что человек даёт только то, что сам может взять.

(Фото: joiseyshowaa / Flickr.com) 
Открыть в полном размере

Шимпанзе, как оказалось, вполне способны были отличить собственные плохие намерения людей от силы обстоятельств. Если экспериментатор давал им угощение похуже, хотя вполне мог дать то, что получше, обезьяны в него просто плевали. Если же экспериментатор показывал шимпанзе, что он просто не может дать им что-то более вкусное, они относились к этому с полным пониманием.

В другой серии опытов всё было сложнее: один человек прятал от другого вкусное угощение, которое тот мог дать обезьянам. Шимпанзе всё видели, а экспериментатор, который должен был их угостить, вёл себя снова по-разному: он или показывал, что не понимает, что происходит, или давал понять, что знает, что более вкусная еда спрятана. В обоих случаях шимпанзе вели себя так, как если бы их не могли угостить вкусной едой по объективным обстоятельствам. Возможно, для обезьян здесь более важным было то, что человек своими глазами не видел, как прячут угощение: если не видел, то и не может знать, где оно, и мало ли как он себя ведёт.

В прошлом году мы писали о похожих экспериментах с собаками, которые, как оказалось, тоже способны понять намерения человека по его поведению. Вообще говоря, чтобы понимать чужие намерения, нужно почувствовать чужое психическое состояние, нужно уметь отдавать себе отчёт в том, что другой может не знать что-то, что знаем мы, и наоборот, что у его эмоций есть свои причины, а у поступков — мотивы и т. д. Эксперименты с животными показывают, что это умение нельзя считать сугубо человеческим: считывать чужие намерения — по крайней мере, до некоторой степени — способны и другие млекопитающие.