Молодые люди выбирают друзей не за их академические успехи, однако именно друзья заставляют друг друга учиться лучше или хуже.

Исследователи образования обычно выделяют четыре фактора, оказывающих влияние на успеваемость школьников и студентов: социально-экономический статус семьи, время, потраченное на самостоятельное обучение и подготовку к занятиям, время, потраченное на дополнительную рабочую занятость и хобби, а также университетская или школьная среда. Но университетская среда – это не только преподаватели и образовательные методы, не только конференции, исследовательские проекты и пр., это ещё и сами студенты. И именно фактор социального окружения учащихся, фактор друзей-однокурсников, во многом недооценивают – несмотря на то, что во многих научных работах было показано, что друзья-однокурсники своим примером влияют на поведение и успеваемость друг друга.

(Фото: IgorTishenko / Depositphotos)
Открыть в полном размере

С другой стороны, недооценка «фактора друзей» и споры вокруг него возникают из-за того, как его оценивают. Например, в качестве социального окружения могут рассматривать случайным образом сформированную учебную группу, а положение учащегося в социальной сети представлять как статическое и не подверженное изменениям. Такой подход не даёт адекватно проанализировать ситуацию. Социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, причем этот выбор не статичен, а весьма изменчив. Социальные сети с течением времени существенно меняются, особенно если речь идёт о студентах-первокурсниках. К примеру, студент может раздружиться с однокурсником, который получает низкие оценки, и стремиться подружиться с более успевающими учащимися – или же наоборот.

Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) попробовали выяснить, обращают ли внимание студенты на успеваемость потенциальных друзей среди однокурсников, и влияют ли друзья и помощники по учёбе на академические достижения друг друга. Для этого исследователи проанализировали социальные связи 117 студентов первого курса факультета экономики одного из российских университетов. В статье в PLoS ONE говорится, что просто помощники по учёбе на самом деле на успеваемость никак не влияют. А вот друзья – влияют. Если студент подружился с кем-то, кто хорошо успевает, то и сам он начнёт лучше учиться. И наоборот: дружба с плохо успевающим студентом может впоследствии снизить успеваемость у его друзей.

Что до выбора, с кем дружить, то тут учащиеся мало ориентируются на успеваемость. В целом студенты склонны дружить с теми, кого они знали до поступления в университет, с представителями своего пола и одногруппниками.