Ультразвуковое сканирование позволяет увидеть и уничтожить кровяные сгустки в сосудах ещё до того, как они превратятся в большие тромбы.

Тромбы в сосудах сопутствуют различным болезням и сами могут стать причиной серьёзных расстройств. Если система свёртывания крови работает слишком активно, тромбы приходится своевременно разрушать тромболитическими препаратами. Ключевое слово тут – «своевременно»; известно, что устойчивость тромба к таким препаратам заметно возрастает вскоре после появления первичных микросгустков, с которых начинается тромбообразование. «Зрелые» тромбы можно растворить повышенной дозой лекарства, однако это чревато тем, что из-за повышенной дозы лекарства система свёртывания крови начнёт плохо работать уже в другую сторону, и у человека начнутся внутренние кровотечения.

Тромб – это скопление клеток крови, увязших в сети из белка тромбина. (Фото: AnatomyInsider / Depositphotos)

Иными словами, желательно обнаруживать тромбы как можно быстрее, и желательно во всех возможных сосудах, где бы они ни находились. Исследователи из Московского физико-технического института (МФТИ) и Национального медицинского исследовательского центра гематологии пишут в PLoS ONE, что обнаруживать ранние тромбы можно с помощью ультразвука. Их ультразвуковая система чувствует тромбы, которые только начали формироваться, и даёт сигнал другой системе, которая вводит тромболитическое средство. В результате белковые сгустки, которые могли разрастись в тромб, растворяются ещё до того, как полноценный тромб успеет сформироваться.

Авторы работы протестировали свою систему пока что только на искусственной модели, имитирующей кровеносные сосуды. Тем не мене, полученные результаты позволяют надеяться, что такая система ультразвукового слежения за тромбами с немедленным их уничтожением найдёт применение в клинической практике, тем более, что разработанный метод позволяет обнаруживать тромбы даже в тех сосудах, которые находятся глубоко в теле.