Эксперты: преподавание основ религий в национальных республиках необходимо расширять

 Российские регионы, где проживает большое число мусульман, должны расширить преподавание в школах предмета “Основы религиозных культур и светской этики”, считают опрошенные эксперты. По их мнению, это, в частности, позволит увеличить количество часов для обучения основам исламской культуры.

Предмет “Основы религиозных культур и светской этики” стал обязательным с 2012-2013 учебного года, но пока преподается только в четвертом классе. Родители вместе с детьми выбирают один из пяти модулей: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику. В этом году представители Русской православной церкви (РПЦ) обращались в министерство с предложением преподавать в школах этот курс не только в четвертом, а со второго по десятый классы.

За увеличение преподавания основ ислама в рамках указанного предмета выступают в национальных республиках РФ, в том числе Северного Кавказа. Однако в регионах указывают, что расширить преподавание предмета прямо сейчас мешают нехватка кадров и отсутствие учебных пособий.

Пошаговое расширение

Инициатива постепенного расширения преподавания именно исламского модуля нашла поддержку в российских регионах с высокой долей мусульманского населения — на Северном Кавказе, в Крыму, в Татарстане.

Идею, в частности, приветствует министр образования и науки Крыма Наталья Гончарова. На территории полуострова проживает 12% крымских татар, которые исповедуют ислам. “У нас есть преподаватели, для них организованы курсы повышения квалификации, и на эти курсы приглашаются представители муфтия Крыма”, — сказала министр. Обучение сейчас, по ее словам, является бесплатным, группы формируются по заявлению родителей. “Бывает, что целые классы изучают (ислам)”, — заметила Гончарова.

Начальник отдела образования и науки Духовного управления мусульман Татарстана Айдар Карибуллин также выступает за пошаговое расширение модуля, для чего “при необходимости можно провести специальные курсы для переквалификации педагогов”.

В Дагестане изучать исламскую культуру в этом году решили 15,5 тыс. из 42,4 тыс. учащихся четвертых классов. Стихийно распространять курс на другие классы в регионе тоже не готовы. “У нас из-за национально-регионального компонента настолько учебный план загружен, что вставить новые предметы проблематично. Стихийно этот вопрос не решить, а постепенно — да”, — уверена начальник управления развития общего образования Минобрнауки Дагестана Лариса Абрамова.

Главное мусульманское управление страны солидарно с позицией этих регионов. “Сегодня мы видим, что РПЦ пытается идти вперед, как локомотив, и продвигать все-таки увеличение курса, но у нас есть некое опасение, что другие представители наших традиционных религий могут просто не поспеть. У нас все-таки другие материальные возможности”, — сказал ТАСС зампредседателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Кадровый голод и отсутствие пособий

Эксперты считают, что введение дисциплины со 2 по 10 классы возможно только в “среднесрочной перспективе”, то есть как минимум через 5-10 лет. Одной из причин такой “паузы” является нехватка квалифицированных кадров в школах, убеждены эксперты.

“У нас за 70 лет было уничтожено все образовательное пространство на территории Советского Союза, за исключением единственного медресе в Бухаре, которое готовило религиозные кадры. И сегодняшние наши муфтии — выпускники этого медресе. Только в конце 1990-х у нас появились свои учебные заведения”, — отметил Аббясов, говоря о нехватке преподавателей.

При этом священнослужители не могут преподавать основы ислама в школах, сказал ТАСС председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев. “Человек, который преподает основы религии, не должен никого в нее привлекать, он должен быть нейтрален”, — подчеркнул собеседник агентства.

“Преподаватели должны иметь теологическое или богословское образование как минимум, чтобы разбираться в предмете”, — считает директор института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов.

Другая проблема, притормаживающая процесс расширения модуля — отсутствие учебников и методических пособий по предмету. “Понятно, что мы больше времени тратим на инфраструктуру, нежели на создание, в том числе, необходимых методических пособий. Надо дать возможность, чтобы наши специалисты и ученые помогли создать необходимую методологию, учебные пособия”, — отметил Аббясов.

Акцент на культурологию

Эксперты сходятся во мнении, что расширенный на 2-10 классы модуль “Основы исламской культуры” должен быть больше культурологическим, нежели религиозным. “Сегодня эти возможности (религиозные) даются при каждой мечети, при каждом храме, поэтому нет смысла создавать такие вероучительные пособия. А должны быть именно культурологические, которые будут рассказывать о предмете, культуре, истории, традициях и в том числе наших народах, которые исповедуют ту или иную религию”, — полагает Аббясов.

“Ребенка нужно научить понимать, каким должен быть мусульманин”, — сказал представитель ДУМ Татарстана Айдар Карибуллин, комментируя идею будущего учебника.

“Для старшеклассников, если они будут изучать предмет, надо сделать упор не столько на религиозную составляющую, а именно на позитивную культурную составляющую. Не богословие должно быть предметом изучения. Другими словами, их должны обучать не тому, как молиться, а какую пользу эта молитва должна нести — смирение и добро”, — заметил Ибрагимов.

Вне общеобразовательных школ

Изучать основы исламской культуры можно и вне общеобразовательных заведений. В Кабардино-Балкарии есть воскресные школы при мечетях, которые дают основы ислама, духовно-нравственное воспитание, обучают определенным этическим нормам, рассказал замруководителя Духовного управления мусульман республики Алим Сижажев.

В координационном центре мусульман Северного Кавказа существует проект “Дружба со школой и дружба с университетом”. Он реализуется не только в субъектах округа, но и в Адыгее, Краснодарском крае и Калмыкии.

За каждым духовным управлением закреплено 10 школ. Религиозные деятели выступают в качестве лекторов в школах регионов. Основная задача — профилактика экстремизма. Аналогичные занятия проводятся в вузах, для студентов 1-2 курсов.

“Если лекции проводятся для школьников, то мы стараемся подключать и представителей православной церкви, а в Калмыкии — буддизма. Мы показываем ребятам наглядно, как люди разных религий могут дружить друг с другом”, — добавил преподаватель Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов.