Как корреспондент ТАСС писал со школьниками сочинение и что из этого вышло

Итоговое сочинение вернулось в школы в 2014 году. Правда, теперь это не самостоятельный выпускной экзамен, а условие допуска к ЕГЭ. Но цель та же — развить в школьниках умение рассуждать. 

Пять тем и один выдуманный автор 

«Смотри не опозорь нас там», — сказал мне накануне сочинения шеф. «Опозорю, как пить дать опозорю», — ответила я.

Даже если ты давно выучилась, защитила кандидатскую и написала несколько десятков материалов для ТАСС, сдавать экзамен в школе страшно. Во-первых, я не помнила, когда в последний раз писала от руки что-то длиннее номера телефона. Во-вторых, будем честны — я, конечно, прочту наизусть с ходу половину письма Татьяны, но вот на вопросе «как звали Печорина?» уже задумаюсь. Для чистоты эксперимента мы решили, что перечитывать классиков и повторять правила русского языка я не буду — проверим именно «остаточные знания». Но на темы я все-таки посмотрела заранее.   

В этом учебном году было выбрано пять направлений тем сочинений: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В блоках есть несколько более конкретных тем, и из каждого выбирается одна: например, второму блоку соответствует «Равнодушие как путь к одиночеству». Так что в списке тем оказывается пять вопросов о вечном. Баллы не ставятся, только зачет/незачет. Писать нужно, опираясь на литературный материал, причем не обязательно классический. «Главное, чтобы он не был выдуманным, — говорит Антон Алексеев, директор московской школы №1241, в которую нас пустили для эксперимента. — Однажды у нас ребенок, чтобы аргументировать свою точку зрения, придумал произведение и автора. Его «поймали». Хотя я бы за это поставил высокую оценку».

Чаще незачеты ставятся по другим причинам — ребята слишком уходят в свои размышления, забывая, что важнее раскрыть тему и показать позицию писателя. Но дело не в нехватке сноровки — школьников готовят к таким сочинениям весь учебный год. Просто им даже на экзамене хочется самовыражаться. «У меня один ребенок три раза писал об одном произведении, по-разному выкручивал, к разным темам подгонял, — рассказывает учительница русского языка и литературы школы №1241 Полина Заверюха. — Но не потому, что изучил только одно произведение, а потому, что ему хотелось доказать, что он прав!»

Одной из целей введения таких сочинений было сделать так, чтобы школьники снова начали письменно рассуждать. Пока видно, что это удается. «После возвращения в школу обязательного выпускного сочинения дети стали больше читать, — говорит глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Мы видим, что больше выпускников хотят связать свою будущую профессию со словесностью — предмет «литература» набирает популярность среди участников ЕГЭ».  

Три часа и 668 слов

На столах — ручки, бумага и орфографические словари (правда, я так и не увидела, чтобы ими хоть кто-то воспользовался). Никаких текстов и тем более телефонов. Старт — в 10.00 мск, времени на все — 3 часа 55 минут, объем — не менее 250 слов, включая служебные (в противном случае ставится незачет, но рекомендуемый объем больше — от 350 слов). В классе кто-то тихо и тоскливо, на выдохе, произносит ругательство, по которому ясно, что этот ученик предпочел бы сейчас заняться чем-то другим. Но вздыхать некогда — время пошло.

Я читаю темы и пытаюсь подобрать под них произведение, которое еще не забыла до конца. На теме «Надо ли хранить верность традициям?» в голове всплывает Базаров. На «Кого называют трусом?» — булгаковский Понтий Пилат. Инструкция гласит, что «количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал». То есть одного романа на тему достаточно, но знать его нужно хорошо — а вот в глубине своих знаний я совсем не уверена. Но на теме «Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?» вдруг вспоминаются Чацкий, чеховские сестры и до кучи — «Чучело» Владимира Железникова, прочитанное один раз лет пятнадцать назад. Это решает дело. К тому же «Горе от ума» я, как и многие, могу цитировать кусками, а монолог Ирины из «Трех сестер» помню со времен постановки школьного спектакля (хотя и играла Машу). Забыла только имя главной героини «Чучела» — но обошлась прозвищем.

В итоге я написала 668 слов — не то чтобы старалась сделать длинный текст, но короче не получилось. Тяжелее всего было переписывать это на чистовик — ненавистная со школьных лет механическая работа, от которой нас избавил Word. Школьники с ручками и бумагой управляются куда лучше взрослых — им на уроках приходится писать каждый день, что бы мы там ни думали о засилье переписок в мессенджерах. Я сдаю работу где-то за час до конца экзамена, но в классе остаюсь одна — все ребята закончили писать раньше. 

Широкие темы и тексты «про реальную жизнь»

Пока я работала над одним сочинением, Элес успел написать два: «Выбирал между трусостью и равнодушием, равнодушие более симпатично получилось». Но большинство ребят остановились именно на «Кого называют трусом?» — говорят, «самая доступная тема, и опыт жизненный тут есть».

Сегодняшнее сочинение — это пересдача. Первая попытка у школьников была в декабре, и тогда по всей стране незачет получили всего 2% учеников. Поэтому на экзамене в школе №1241 было лишь 15 ребят. Здесь декабрьское сочинение провалили в основном те, кто выбрал тему «Когда можно простить измену?». «Я написал, что измена — это плохо, ее нельзя прощать, — рассказывает ученик Лега. — А надо было объяснить, что иногда можно». «И у меня то же самое. Все принципиальные просто! — добавляет Слава. — А сейчас я писал про трусость, взял повесть Быкова «Журавлиный крик». Надо же как-то удивлять! А то учителям скучно читать про одну «Капитанскую дочку» — хотя я и ее в сочинение включил».

Вообще ребята готовы много говорить о литературе, а на уроках спорят о Наташе Ростовой и особенно о Катерине из «Грозы» (которой, конечно же, не простили измену). Но при этом признаются, что классику не очень любят — предпочитают современную литературу, «про что-то реальное». «То есть в жизни не бывает Наташ и Пьеров?» — спрашиваю я. «Бывают, но они в романе приукрашены, — уверен Элес. — В жизни все жестче».

Размышлять о ценностях школьникам хочется, а вот четко отвечать в сочинениях на поставленные в темах вопросы — не очень. Хотя директор школы Антон Алексеев уверен, что нынешние темы куда лучше, чем были когда-то: «Они достаточно широкие. Мы в свое время писали темы вроде «Именины Татьяны» — и попробуй этого не знать! — вспоминает он. — Хотя, конечно, можно было выбрать свободную тему. Я в школе в 88-м году писал про Высоцкого. Как вы понимаете, в темах его не было».

На проверку сочинений уходит три рабочих дня. Но мое учительница Полина Заверюха проверила за десять минут — все-таки речь была не о допуске к ЕГЭ. Нашла по одной пунктуационной, речевой и логической ошибке и даже одно несуществующее слово. Еще оказалось, что я зря начала сочинение сразу с дела — сначала надо было разъяснить понятия «человек» и «общество». Но в целом на трех страничках А4 подчеркиваний красной пастой почти нет.

Оказывается, даже если ты давно окончила школу, вместо классиков каждый день читаешь новости, а новые правила написания сочинений узнала прямо перед стартом экзамена, получить зачет вполне реально. Хотя «Чучело» я все-таки перечитаю.        

Бэлла Волкова

Материал подготовлен при участии редакции социальной и гуманитарной информации ТАСС