Каковы перспективы сотрудничества вузов России и Казахстана

Основная тема XIV форума Межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который 8 и 9 ноября проходит в Челябинске, — развитие человеческого капитала, формирование и развитие которого напрямую зависит от работы вузов.

Вопросам того, как улучшить подготовку молодых специалистов, какие профессии пользуются наибольшим спросом, как и насколько успешно создаются программы дистанционного обучения и онлайн-курсов было посвящено пленарное заседание форума ректоров вузов двух стран, в рамках которого наиболее крупные высшие учебные заведения России и Казахстана подписали 40 двусторонних соглашений и пришли к ряду важных для развития человеческого капитала обеих стран решений.

Сорок двусторонних соглашений

Форум ректоров вузов России и Казахстана состоялся в Челябинске впервые в рамках форума межрегионального сотрудничества двух стран.

«Впервые за всю историю проведения форума межрегионального сотрудничества выбрано повесткой дня развитие человеческого капитала, также впервые в рамках встречи двух президентов проводится встреча ректоров вузов», — сказал на церемонии открытия форума ректор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева в Казахстане Ерлан Садыков.

По итогам работы на площадках форума между представителями ведущих вузов двух стран было заключено 40 соглашений. В числе высших учебных заведений, который договорились о сотрудничестве МГУ им. М. В. Ломоносова и Евразийский национальный университет им. Л. В. Гумилева, Евразийский национальный университет и Южно-Уральский федеральный университет, Актюбинский университет им. С. Баишева и Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Карагандинский и Тюменский государственный университеты.

Кроме того, как пояснили ТАСС в пресс-службе губернатора Челябинской области, по итогам форума ректоров была принята совместная резолюция о сотрудничестве в сфере науки и образования, подготовки и обучения студентов, совместного использования лабораторно-технической базы университетов, реализации совместных проектов. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, итоговая резолюция представляет собой «документ, фиксирующий нашу (вузов России и Казахстана, — прим. ТАСС) дружбу».

Сотрудничество России и Казахстана

Как отметил в рамках пленарного заседания форума ректоров полномочный представитель президента РФ в УФО Игорь Холманских, Россию и Казахстан на протяжении веков связывают тесные культурные, социальные и экономические связи.

«Народы, которые издревле населяли территории современных России и Казахстана связывают тесные культурно- исторические связи. Освоение целины, строительство крупнейшего в мире космодрома, и, конечно же, наша общая победа над фашизмом — исторические примеры, отражающие прочные дружественные связи между нашими государствами. И сегодня экономики наших стран тесно связаны друг с другом, мы вместе выстраиваем общую транспортную инфраструктуру, укрепляем технологическую кооперацию. В этой связи расширение сотрудничества между Россией и Казахстаном в сфере образования и науки играет первостепенное значение», — сказал он.

По словам полпреда УФО, сегодня связи вузов России с институтами и университетами Казахстана становятся все более прочными.

«В качестве компонентов этого сотрудничества выступает разработка и обмен учебно-методической литературой, подготовка совместных публикаций и изданий, академический обмен преподавателями, студентами, магистрантами, реализация совместных проектов», — перечислил Холманских.

При этом он отметил, что опираться представителям двух стран необходимо не только на общее историческое наследие, но и «предлагать новые форматы взаимовыгодного сотрудничества».

Ставка на IT-специалистов и онлайн-курсы

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ходе своего выступления отметила, что человеческий капитал прежде всего представляет собой «совокупность знаний, умений и наук».

«Ядром его был, есть и будет человек образованный, профессиональный, инициативный», — сказала она, пояснив, что важнейшую роль в формировании человеческого капитала играют именно высшие учебные заведения.

Она рассказала о том, что 20% всех бюджетных мест в вузах России ежегодно выделяются на подготовку специалистов в области медицины и педагогики — на сегодняшний день это порядка 70 тыс. мест. При этом на данный момент, по словам министра, ведомством уже на 5,5% увеличены контрольные цифры приема на направления подготовки, связанные с IT-технологиями.

Кроме того, Минобрнауки планирует создать единый портал, который к 2020 году объединит в себе 3,5 тыс. онлайн-курсов высокого качества. «Планируется создать единый портал, где будут высокого качества онлайн-курсы, портал будет работать в форме единого окна. И мы хотим к 2020 году довести количество качественных курсов до 3,5 тыс», — сказала она.

Пример Челябинской области

В Челябинской области, в 30 вузах которой сегодня обучается почти 110 тыс. студентов, уже создаются дистанционные программы обучения. «В последние годы заметно углублялось дистанционное обучение. Чтобы сделать его максимально эффективным представлена единая система образовательных сервисов, которая позволит использовать в удаленном доступе ресурсы для создания единого цифрового образовательного пространства», — сказал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

По его словам, большой вклад в развитие и укрепление межрегиональных связей двух стран и сотрудничества вносит Южно-Уральский государственный университет, в стенах которого и был проведен форум ректоров. «В сфере культуры, здравоохранения — наши образовательные программы востребованы по ту сторону границы», — сказал глава региона, отметив, что в Челябинской области научными исследованиями и разработками занимается 65 организаций, в которых работают свыше 15 тыс. человек.

Интернационализация образования и филиалы

Министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев отметил, что в стране большое внимание уделяется интернационализации высшего образования.

«За 6 лет количество обучающихся за рубежом выросло до 6 млн человек», — сказал он.

По его словам, власти Казахстана видят необходимость в создании всех условий для того, чтобы выпускники казахстанских вузов и филиалов вузов российских свободно владели тремя языками — русским, казахским и английским.

Говоря о сотрудничестве вузов России и Казахстана, ректор МГУ высоко оценил трансграничное сотрудничество и отметил, что его необходимо расширять. Он также высказался за то, что «надо шире проработать вопрос работы филиала МГУ в Казахстане» и сообщил, что этот филиал выпустил уже 1,6 тыс. молодых специалистов.

Немного ранее, отвечая на вопросы журналистов, Садовничий отметил, что «казахстанские вузы больше ориентированы на служение обществу», добавив, что под служением обществу подразумевается «подготовка кадров, забота о культуре, забота о будущем страны».

Ректор МГУ также предложил создать совет по координации лучших практик вузов из представителей учебных заведений России и Казахстана.

«Многие (участники форума — прим. ТАСС) выступали и говорили о лучших практиках своих университетов. Но может быть, нам стоит в рамках нашего сотрудничества создать такую комиссию, которая занималась бы координацией лучших практик. Это сейчас легко сделать», — сказал он, пояснив, что обмен практиками и предложениями может осуществляться в электронном виде.