Книжный эксперимент: вектор для размышления

Об одном из самых интересных образовательных экспериментов детского центра рассказывает руководитель программы смены МДЦ «Артек» Наталья Царькова.

Уже несколько лет «Артек» работает в режиме эксперимента: мы считаем, что при определенных условиях вся территория детского центра становится большой образовательной площадкой. На первом этапе педагоги «Артека» начали проводить сетевые образовательные модули (СОМы) в различных насыщенных культурно-образовательных средах: музеях, библиотеках, парках не только «Артека», но и Крыма.

Сейчас мы работаем над идеей создания единой образовательной программы смены в сетевом образовательном взаимодействии на основе выбора книги смены. Не секрет, что сейчас многие педагоги задаются вопросом, как сделать смысловое чтение важной привычкой детей. Именно смысловое чтение, при котором достигается понимание идейной, информационной, смысловой сторон произведения.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает у него включается воображение, которое активно взаимодействует с внутренними образами. В процессе смыслового чтения формируется понимание текста, умение анализировать, сравнивать, видоизменять, создавать тексты под свои цели и задачи. Работая с книгой смены, мы пытаемся сделать смысловое прочтение книги увлекательным, включая принципы театрализации, игры, обогащая речь артековцев цитатами из книги. Мы читаем вместе, размышляем над поступками, ключевые события книги включаем в виде прологов в традиционные дела, начинаем день с определенной цитаты из книги, привлекаем образы героев книги в смысловых связях между событиями смены – сюжетируем смену и выстраиваем внутреннюю драматургию смену по смысловым концептам книги.

Каким образом мы ее определяем? Во-первых, мы смотрим рейтинги и выбираем самые читаемые книги детской аудиторией. Во-вторых, широко обсуждаем список книг с педагогами «Артека»: ведь книга должна идеей совпадать с тематикой смены, которую мы разрабатываем вместе с организационно-методическим управлением детского центра. Книгами смены в этом году уже побывали: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алые паруса» Александра Грина, «Бесконечная история» Михаэля Энде.

На примере одной из смен, мы покажем, как это работает. Название сентябрьской смены – «Артек.Dissendio» — «Артек. Открытие» (это известное волшебное заклинание из «Гарри Поттера»), но в качестве книги смены мы выбрали одну из самых «волшебных» детских книг – это «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Путешествуя и встречаясь с разными героями, Алиса постигает премудрости жизни.

Книжный эксперимент: вектор для размышления

Особенностью проектирования содержания программы смены по книге, является сетевое образовательное взаимодействие не только внутреннее (школа, лагеря, центр дополнительного образования), но и внешнее: активное сотрудничество с тематическими партнерами. Так, 1 сентября, День знаний мы начали вместе с Алисой, которая в первой главе сказки вслед за Белым кроликом попадает под землю. И наш тематический партнер Геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе подготовил квест «Секретные коды Земли или вниз по кроличьей норе». В «Артеке» развернули настоящий полевой геологический городок, в котором ребята прошли 9 станций квеста: узнали о минералах, поняли, как роботы работают в геологии и других смежных отраслях, как происходит обнажение породы, шлихование, бурение.

Другой наш партнер – Дипломатическая академия МИД РФ – также представила свою образовательную программу, содержательно связанную с книгой смены: интерактивный модуль «Формула дипломата». Когда Алиса была на приеме у английской королевы и играла в крокет, ее шокировало, что «правила нужны, но их никто не соблюдает!». «Миссия юных дипломатов» опровергает слова Алисы: правила нужно соблюдать, особенно если речь идет о политике и мире, о повседневной дипломатии: пройдя программу партнера, в рамках проекта «Равный – равному» лидеры отрядов уже сами делились знаниями со всеми артековцами. Юные дипломаты, представители 14 стран мира, побывали во всех детских лагерях «Артека» и рассказали о правилах поведения в странах зарубежья, познакомились с функциями международных организаций, правилами успешного ведения переговоров, основными регионами в системе международных отношений.

В сказке Алиса встречается с черепахой Как Бы, и та рассказывает ей о необычной школе, в которой она изучала удивительные предметы: «мимические опыты, триконометрию, латунь, мексику и др». Мы с ребятами и с Алисой тоже подумали о новой школе – школе будущего. В этом нам помогли наши партнеры «Кейс ID» и Фонд поддержки «Артека», обучив педагогический персонал проведению игры-стратегии «Школа будущего и профессии будущего». По результатам игры каждый отряд создал свои интересные проекты профессий будущего и предметов, которые понадобятся в будущем.

Еще один наш партнер, активно работающий в СОМах – это Русское географическое общество. Содержательным модулем его смены стал День Байкала – перед артековцами выступали участники международной экспедиции на Байкал. На занятиях ребята пешком «путешествуют» по огромной карте России – ее размер 10 на 18 метров! Как это связано с историей про девочку Алису? Очень просто! Она тоже путешествует и встречает на своем пути разных героев, которым задает волнующие ее вопросы. Так и участники смены РГО получили возможность встретиться с руководителем антарктической полярной станции Дмитрием Мамадалиевым, председателем Российского союза спелеологов, обладателем мирового рекорда глубины спуска под землю Геннадием Самохиным и получить ответы на самые разные географические, и не только, вопросы.

На своем пути Алиса познакомилась с разными сказочными птицами, например, Додо и Грифоном, и работа отряда орнитологов (тематический партнер – Биологический факультет МГУ им. Ломоносова) посвящена птицам Крыма: артековцы наблюдают за ними в ходе полевых работ в Парке Гартвиса.

Во время «Безумного чаепития» один из героев книги говорит: «Убить время? Его совершенно невозможно убить». А подтверждает это другой наш партнер – Общероссийский профсоюз работников образования, содержательно наполнив программу смены мастер-классами по тайм-менеджменту, который провел во всех лагерях Денис Рочев, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России». Он обучил лидеров отрядов технологии тайм-менеджмента, азатем в рамках проекта «Равный – равному» ребята опять-таки передали эту технологию уже своим отрядам. И здесь ребята постигали уже другую Алисину премудрость: «С временем надо подружиться, тогда оно тебе многое позволит». А на артековских TED-конференциях с победителями всероссийских конкурсов педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и конкурса учителей «Учитель года России», артековцы обсудили тему, подсказанную книгой «Алиса в стране чудес»: что такое «невозможное» и стоит ли в него верить? А также получили простые техники для развития голоса, артистичности и уверенности.

Книжный эксперимент: вектор для размышления

Алиса в книге изменяется: то растет, то уменьшается.Поэтому мы предложили детям подумать: что способствует их «росту», – но не физическому, а личностному. Так были выбраны ключевые слова этой смены – «смыслы», «время», «дело», и главное, «рост» и появилась Шкала роста.

«Земля бы вертелась быстрее, если бы каждый человек занимался своим делом», – читаем мы в сказке. На открытии смены Алиса обратилась к ребятам и попросила их каждый день выбирать то дело, в котором он сегодня был успешен или научился чему-то важному, которое лично для него стало открытием себя, окружающих, мира. Наши психологи подготовили для детей памятку «Что такое личностный рост?», рассказали каждому о том, как выбирать дело каждого дня и вручили всем «Шкалу роста».

Говоря педагогическим языком, с помощью этой шкалы роста мы актуализируем важное умение рефлексивной деятельности артековцев: даем в руки инструмент, который может быть избран в качестве стратегии проектирования личностного роста. Ежевечерний отрядный круг с подведением итогов прожитого дня – это артековская традиция: ребята обсуждают, что получилось, а что нет, и почему. В результате, мы даем опыт самоанализа, и ребенок может видеть, что ему удается лучше, в каком деле он результативно реализуется. Книга смены, шкала роста и отрядный круг – это объединение наших традиций и новаций.

Нам очень интересен результат: какие дела и события попадут в шкалу роста ребят. Это может стать одним из инструментов оценки результатов образовательной деятельности лагеря. На основе этих результатов мы создадим рейтинг дел, способствующих личностному росту артековцев: для нас это будет важное внутреннее исследование.

Артековцев, которые приедут в другие смены 2018 года, ждут увлекательные приключения с героями других книг – «Волшебник изумрудного рода» Александра Волкова, «Солнечный город» Николая Носова и «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Т. А. Гофмана. Осмысленное прочтение, принятие ценностных ориентиров и идей книги, – это важный вектор в создании целостной содержательной образовательной программы «Артека».

Источник