Новая концепция уроков труда предусматривает больше технологий и меньше работы руками

Проект новой концепции преподавания технологии в школе направлен на согласование в федеральные органы власти. С ее утверждением в правительстве уроки могут сильно измениться: на передний план выйдут цифровые технологии, работы руками, наоборот, станет меньше.

Срок изучения самого предмета предлагается с четырех лет увеличить до пяти. Об этом в понедельник сообщила ТАСС заведующая редакцией технологии корпорации “Российский учебник” Ольга Остахова.

В июне 2016 года Минобрнауки был подписан приказ о создании рабочей группы, которая займется разработкой концепции преподавания предметной области “Технология” в школе. Согласно этому приказу, проект концепции должен был быть готов к 1 октября 2016 года. В состав рабочей группы вошли директор направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, гендиректор движения WorldSkills Russia Роберт Уразов, представители вузов и школ. Рабочая группа представила предметную концепцию Минобрнауки в ноябре 2017 года.

“Концепция, разработанная командой Пескова, реализует те разделы, которые обозначены Национальной технологической инициативой. На первое место выходят цифровые технологии, интеллектуальные, телекоммуникационные, здесь очень мало остается привычной нам трудовой деятельности. И это немного непонятно, ведь наш министр говорит о том, что нужно возрождать трудовую деятельность и воспитание. В этой концепции трудовую составляющую мы почти не увидим”, – отметила Остахова.

Она подчеркнула, что ребят нужно знакомить с современными предприятиями и технологиями, потому иначе ничего хорошего из этого не выйдет. “Но мы с вами должны понимать, что материально-техническое обеспечение школы не соответствует этой задаче. Сейчас мы говорим о нанотехнологиях репродуктивно, то есть учитель рассказал, в лучшем случае, показал видео, дети в учебнике прочитали. Поэтому необходимо ли это – вопрос большой”, – считает эксперт.

По ее словам, уходить от материальных технологий – работой с деревом или тканью – тоже нельзя. “Если ребенок себя не попробует в роли творца, если не научится работать хоть немножко руками, то в жизни у него такого шанса может и не быть. Многие из нас, выйдя из школы, понимают, что есть вещи, которые они делали только там”, – заключила Остахова.

Новый образовательный стандарт

Еще один документ, который напрямую влияет на преподавание урока технологии в школе, – федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Сегодня он также в разработке. Согласно проекту нового ФГОС, находящемуся сейчас на обсуждении, занятия по технологии будут условно делиться на две части: обязательную и по выбору.

Остахова напомнила, что до 2012 года было два подхода изучения технологии: индустриальные технологии и ведения дома. “Образно мы их называли “для мальчиков” и “для девочек”. Ученик мог выбрать любое из этих направлений. Сегодня, когда мы говорим, что у нас будет инвариантная часть и вариативная, инвариантная часть будет общая для всех учеников. Обычно класс делится на две группы по 12-13 человек. Каждая из групп может выбрать то направление, которое ей интересно (вариативные модули, одна группа будет изучать кулинарию, другая – робототехнику), а все остальное будет общим для обеих групп”, – указала эксперт.

Например, такое направление, как кулинария, которое раньше было обязательно для всех, станет вариативным наравне с робототехникой, агротехнологиями и животноводством, уточнила Остахова. Обязательная часть для всех, согласно проекту концепции, будет включать изучение элементов техники и машин, обработки материалов, способов преобразования энергии, технологий получения информации, социальных технологий и другое.

Текущий образовательный стандарт по технологии содержит примерный базисный план, который определяет, что с пятого по седьмой класс дети изучают предмет два часа, в восьмом классе – один час. В разрабатываемом ФГОС предлагается изучать пять лет. Однако, не исключено, что пятый год технологии может быть в рамках внеурочной деятельности.

Принятие концепции и ФГОС особенно важно для авторов учебников, потому что в своей работе они должны отталкиваться от этих двух документов.

Согласование и утверждение концепции

В пресс-службе Минобрнауки ТАСС сообщили, что проект концепции преподавания технологии сейчас направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти. “Мы планируем, что проект концепции будет внесен на рассмотрение в правительство РФ уже до конца текущего года”, – добавили в ведомстве, подчеркнув, что после принятия документа будут внесены соответствующие изменения в примерные образовательные программы, учебную литературу, программы повышения квалификации и образовательные стандарты.

“Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность разрабатывать новые технологии”, – подчеркнули в пресс-службе министерства. Там также отметили, что новая концепция призвана определить подходы к изучению предметной области “технология” в современной школе с учетом основных положений Национальной технологической инициативы.

Мнение родительского сообщества

“Основная задача образования – научить ребенка применять теоретические знания на практике, в бытовых ситуациях. Сегодня содержание программы по технологии предполагает обучение именно таким навыкам. Будущий мужчина должен уметь забить гвоздь, починить розетку, а женщина – сделать вкусный салат, сварить компот. Не всегда у ребенка есть возможность научиться готовить или починить кран у своих родителей”, – сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Она добавила, что уроки необходимо делать максимально ориентированными на запросы учеников, и для этого уже сейчас в школьной программе предусмотрены творческие и проектные работы.

“Важно учить не только создавать такие проекты, но и презентовать, и тут открывается широкое поле для изучения современных технологий – телекоммуникаций, дизайна, использования современных средств продвижения проектов, включая соцсети. Проблема в другом – не всегда учителя сами владеют такими компетенциями, но сейчас много информации открыто в сети”, – заключила Шевченко.