"Одинаково разные": как проект учителей адаптирует детей-иностранцев

Антон Таранов с учениками

1 сентября в десятках региональных общеобразовательных школ начнут работать молодые учителя, которые приехали туда в рамках проекта “Учитель для России”. ТАСС поговорил с выпускниками программы, уже отработавшими в школах Калужской области два года, и узнал о результатах их деятельности.

Одинаково разные

Два года назад учитель немецкого языка Надежда Соколова из Твери и преподаватель математики и английского Никита Савостиков из Нижнего Новгорода прошли отбор в рамках программы “Учитель для России” и отправились работать в общеобразовательную школу №2 маленького городка Белоусово в Калужской области. Для молодого специалиста предложение привлекательное: для того чтобы учитель не брал чрезмерную нагрузку ради заработка, программа обеспечивает ему помимо учительской зарплаты стипендию в 20 тыс. рублей и компенсирует 15 тыс. рублей за аренду жилья. Но главное — талантливый учитель может здесь “развернуться”: реализовать творческие идеи, попробовать инновационные методики в обучении.

Но в первые же дни работы молодые учителя столкнулась с тем, что часть учеников просто не понимает их — в прямом смысле. Оказалось, что около 30% детей в школе приехали с родителями из Таджикистана, Узбекистана, Армении и других стран СНГ. Большинство из них не очень хорошо владеет русским языком.   

Из-за этого дети не успевают в учебе и при выпуске из школы не могут рассчитывать на продолжение образования. Вместо этого уже после 9-го класса многие из них вынуждены заниматься низкоквалифицированной, тяжелой и малооплачиваемой работой. 

“Мы обсудили этот вопрос с директором школы, — рассказывает Надежда Соколова, — связались с министром образования и науки Калужской области Александром Аникеевым. О проблеме он знает, но финансирования и кадров для ее решения у области пока нет. Поэтому стали думать, как решить ее самостоятельно”. 

Никита и Надежда объединились с двумя участниками программы “Учитель для России” — Федором Бажановым и Еленой Бахтиной из калужских городов Ермолино и Обнинска соответственно — и открыли школу выходного дня для детей-инофонов (детей — носителей иностранного языка). Вскоре школа переросла в проект, который авторы назвали “Одинаково разные”. Он состоит из трех блоков: образовательного, коммуникационного и блока русского языка.

Первый блок помогает детям подтянуть школьные предметы. Ребенок сам может выбрать, к какому учителю прийти, каким предметом заниматься, — все зависит только от его желания. 

Второй блок позволяет быстрее социализироваться, не стесняться друг друга, лучше узнать одноклассников, найти друзей. Например, он включает занятия световым рисунком — дети рисуют фигуры в пространстве фонариками и снимают их фотоаппаратом на длинной выдержке. Также учителя устраивали фестиваль национальной кухни, на котором ученики разных национальностей готовили блюда, популярные у них на родине, например узбекский плов. Проект “Документальный театр”, который входит в блок, чем-то похож на психологическую группу, в которой дети рассказывают о своих страхах, надеждах, беспокойствах.     

На занятиях по русскому языку ученики в непринужденной форме осваивают грамотную русскую речь.  

Кроме того, все дети, которые посещают занятия проекта “Одинаково разные”, раз в месяц ездят на экскурсии — Минобрнауки Калужской области выделяет им для этого специальный автобус.

Школа выходного дня оказалась востребованной: в течение учебного года 2017/18 на занятия регулярно приходило около тридцати человек. Авторам проекта удалось главное — раскрепостить детей и мотивировать их к учебе. Да и русский у тех, кто регулярно ходил на эти занятия, за год стал гораздо лучше. 

Проект живет дальше

В 2018 году для Надежды Соколовой закончился двухлетний период, который по правилам программы “Учитель для России” должны отработать в регионе ее участники, и девушка вернулась в родную Тверь. 

“К сожалению, стипендию и компенсацию за аренду жилья выплачивают только в течение двух лет, — объясняет Надежда. — После этого учитель может остаться работать в школе, но уже за обычную зарплату. Было очень тяжело расставаться с детьми, но пока финансовая ситуация не позволяет мне пойти на такие условия. Но школа выходного дня, конечно, будет работать, ее будут вести мои коллеги по проекту “Учителя для России”, которым предстоит преподавать еще год до окончания их контракта”.

Проект “Одинаково разные” будет жить не только в школе Белоусова — авторы получили грант от фонда “Новый учитель”, и теперь школа выходного дня будет работать в городах Калужской области Малоярославце, Балабанове и Обнинске, а также в поселке Ворсино. 

“Белоусово и Обнинск находятся совсем рядом друг от друга, всего 15 минут на маршрутке, — объясняет Надежда. — В Обнинске узнали про нашу школу выходного дня и обратились за помощью. Там тоже есть проблема детей-инофонов. И теперь в двух школах Обнинска будет работать проект “Одинаково разные”. Потом к Обнинску присоединились и другие города”.

Еще один проект учителей, который остается в школе №2 города Белоусова, — своеобразный институт волонтерства. Старшеклассники будут проводить занятия с малышами, учениками начальной школы, и читать им вслух книжки на русском языке. 

В новом учебном году Надежда Соколова будет курировать проект и к концу года планирует с коллегами разработать подробную методику обучения и адаптации детей с неродным русским языком, которой смогут пользоваться учителя по всей России.

Продолжит дистанционно заниматься проектом “Одинаково разные” и один из его авторов Никита Савостиков.

“Я буду работать над сценариями уроков для детей-инофонов, — говорит Никита, — буду заниматься управлением проекта, распределением средств на его развитие”.

После завершения работы по программе “Учителя для России” в школе №2 он переехал в Москву и собирается также работать с фондом “Вклад в будущее”, который занимается развитием современного российского образования. 

Вулкан из пластикового пакета

Еще один участник программы, Антон Таранов, после двух лет работы в школе города Ермолино учителем биологии и школьным психологом уехал в столицу. На уроках Антон использовал биомоделирование: делал из бытовых пластиковых отходов макеты животных и показывал с их помощью, как функционируют различные органы. 

“В школе часто пользуются макетами, оставшимися еще с советских времен. А можно сделать макеты из того, что называют мусором: баночек из-под йогурта, пластиковых пакетов, пластиковых бутылок. Можно с их помощью показать самые разные биологические процессы и природные явления — от того, как дышит животное, до извержения вулкана”, — объясняет учитель.

Сейчас Антон вернулся в Москву и планирует разработать методику применения биомоделирования на различных уроках в школах России. 

1 сентября более 80 молодых учителей начнут работать в регионах по программе “Учителя для России”, создавать и реализовывать свои проекты, которые в случае успеха, как и проекты Никиты Савостикова, Надежды Соколовой и Антона Таранова, смогут выйти за рамки одной школы. 

Карина Салтыкова