Педагогика: Счастливый билет Исаака Фрадкова

Россия помнит немало педагогов-новаторов: Щетинин, Амонашвили, Шаталов… Каждый из них привнес в дело российского образования свою собственную систему. 

Опыт карельского педагога-исследователя Исаака Фрадкова, 90-летие которого отметили недавно в Петрозаводске, интересен прежде всего инновационными проектами преобразования школы. Можно смело сказать: то, что удалось Исааку Самойловичу, и есть национальное достояние.

«ДИРЕК» — ЭТО МЫ

Он возглавил обычную среднюю школу в 1956 году в 29 лет. В первом же приказе запретил учителям оскорблять учеников — от них требовалось одно: учиться на совесть.

С 1960 по 1968 год «девятка», в которой довелось учиться и автору этих строк, стала называться политехнической, и тому были веские причины, о которых чуть ниже.

Наш «дирек» (так мы называли его между собой) обычно встречал нас в вестибюле школы, по обыкновению заложив руки за спину, и отвечал на приветствия каждому. По его лицу и глазам можно было прочитать только то, что нам полагалось знать: все в порядке, продолжаем трудиться…

Теперь-то по-настоящему понимаешь, ЧТО значил этот привычный ритуал «дирека»: сначала — МЫ! А потом уже все остальное…

Может быть, только наши родители это чувствовали, поэтому и устроили нас под занавес получения среднего образования именно в эту школу. Детско-родительское сообщество Фрадков включил в активное управление школой. И тоже — впервые в республике! Это делало школьную атмосферу по-семейному теплой, доверительной.

Уже тогда, в начале 70-х, «девятка» стала прообразом будущих колледжей. Введено производственное обучение. В расписании не только уроки, но и дни практик по профилю класса. То есть вместе с аттестатом о среднем образовании по окончании школы мы получаем свидетельства о профессиях: кто — токаря, кто — печатника, кто — медсестры, швеи. Но элитой и гордостью «девятки» были классы математиков-программистов, лаборантов — физиков и химиков.

НЕ «КОМНАТЫ С КАРТИНКАМИ»

Сегодня почти все новации Фрадкова используются в российских школах. Но КАК — большой вопрос.

Скажем, кабинетная система, которую в 60-е придумал наш директор, — уже давно не новость. Но дело в качестве. Суть в том, что сама обстановка фрадковских кабинетов позволяла нам самостоятельно вести исследования, экспериментировать, использовать оборудование на практике.

Или возьмем важную часть нового образовательного стандарта — профильное обучение. Фрадков и это делал впервые. И высокое качество его новации не вызывало сомнений. То, что вместе с аттестатами мы получили свидетельства о квалификации в профессии, значило немало: каждый из нас при желании мог сразу, без проволочек устроиться на работу туда, где проходил производственную практику: либо в типографию, либо в швейную мастерскую, либо на завод.

А выпускники математических классов, как правило, блестяще сдавали экзамены в лучшие технические вузы страны.

Его заботливости хватало на всех, в том числе и на так называемых трудных. Задолго до того, как «девятка» стала школой старшего звена, один из пятых классов Фрадков полностью сформировал из второгодников и бросил на этот класс самых опытных учителей. Результат превзошел ожидания: выпускные экзамены за 8-й класс по русскому языку и математике «трудные» сдали лучше многих преуспевающих.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА…

Сегодня, в век амбиций и инноваций, вряд ли возможно внедрение идей педагогов-новаторов прошлого века. У чиновников от образования нашлось немало причин и рычагов связать руки хорошим педагогам.

«Фрадков был мастером педагогических стартапов во времена, когда и слова-то такого не было. Он находил решения самых горячих педагогических проблем, доводил их до внедрения и получал результат в виде эффективной системы. И вот что важно: результат этот можно было предъявить и описать, а значит, передать другим. Во всех его начинаниях были широкий горизонт и перспектива — то, чего сегодня нам катастрофически не хватает», — считает одна из сторонниц методов Фрадкова, кандидат педагогических наук Алла Нестеренко.

Ее заметки под заголовком «Мастер стартапа» накануне вечера памяти опубликовал петрозаводский интернет-журнал «Лицей».

Кстати, печатную версию одноименной газеты создал Фрадков. С ее страниц он хотел двигать вперед существующую школу. Жаль, что не увидел учитель теперешнего лица своего издания, которым сейчас руководит выпускница 9-й школы, педагог и журналист Наталья Мешкова.

Она не подвела своего наставника, сохранив «Лицей». Можно сказать, что атмосфера «школы Фрадкова» переместилась в интернет-журнал, объединивший самую неравнодушную часть творческой интеллигенции республики и лучших педагогов.

…ПЛЮС АТМОСФЕРА

Когда в 1968 году приказом гороно в «девятке» ликвидировали школу старшего звена, Фрадков «переформатировал» свое детище в школу с углубленным изучением иностранных языков. А через год и это начинание новатора отдали в другую школу.

Из стен «девятки» Фрадков ушел, однако продолжал оставаться, как он выразился «в учительском строю». Преподавал на кафедре педагогики Петрозаводского университета, создал первый в Карелии УПК (учебно-производственный комбинат), открыл городской Центр профориентации детей и подростков, затем очно-заочную школу-клуб для одаренных детей и подростков…

В 1997-м Фрадкова наградили дипломом и поощрительным грантом Российской академии образования за создание проекта региональной (карельской) школы с дифференцированным обучением… Но воплотить его он не успел.

Вскоре после того, как в 1998 году Исаака Самойловича Фрадкова, посвятившего педагогике 55 лет, не стало, петрозаводской общеобразовательной школе №9 было присвоено его имя. Конечно, по настойчивой инициативе его единомышленников. Хотя ясно, что Школа Фрадкова — это не просто знакомое здание в центре города, не стены под прочной крышей, не учебные кабинеты… Школа Фрадкова — это прежде всего особенная АТМОСФЕРА: труда, творчества и доверия, созданная настоящим Учителем.

Кажется невероятным, но «дирек» помнил по именам и фамилиям, по характерам и способностям всех своих учеников, в чем убеждались не раз. А вручил он ни много ни мало 3248 аттестатов!

Что мы знали о своем директоре? Знали, что он из учительской семьи, что встретил войну подростком, что в 1943-м окончил артспецшколу, в 1945-м был направлен на фронт, что при ликвидации одной из фашистских банд уже в Германии был тяжело ранен…

Заочно окончил Ленинградский педагогический институт. После увольнения в запас преподавал математику в школе рабочей молодежи. А в 1956-м молодой учитель стал директором 9-й петрозаводской школы. Мы знали, что у Фрадковых дружная семья: две дочери, обе учились в нашей школе. Жена Исаака Самойловича была известным в городе детским врачом.

Своими переживаниями, болью, обидами он с нами не делился. А их хватало. Став заслуженным учителем Карелии в 32 года, за всю последующую педагогическую деятельность Фрадков, сделавший так много для развития образования в республике, больше никакого официального признания не получил.

Восемь раз коллеги представляли его к званию «Заслуженный учитель РСФСР», но документы дальше Петрозаводска не уходили. Все это больно ранило его, но не мешало называть себя счастливым человеком.

Да и нам достался счастливый билет. Ведь нам выпало не только ценить, уважать своего учителя, но и ДОВЕРЯТЬ ему. В том числе и потому, что никогда, ни на минуту мы не были МАТЕРИАЛОМ для его собственного успеха, для продвижения в карьере, научной деятельности. Почти все свое время он отдавал каждому из нас для нашего блага.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ?

Сегодня понятие «школьный учитель» будто выходит из моды, будто застряло в прошлом веке. На смену учительству медленно, но верно приходят «специалисты в области преподавательских услуг». Похоже, кто-то всерьез считает, что такой специалист сможет заменить детям хорошего учителя? Преподаватели — в вузах, что давно норма. А для «услуг» — современные образовательные технологии.

Да, они эффективны, отлично экономят время, но не дают детям самого дорогого — человеческого общения. Культ «услуг» в школьном образовании крадет право учеников на детство и юность, на защищенность и мудрую опеку хороших педагогов. Словом, на все то, в чем нуждается каждый, даже самый способный ученик.

Директор одной из уникальных школ страны, талантливый педагог-новатор, учитель божьей милостью Исаак Самойлович Фрадков доказывал и доказал это всей своей жизнью. Но «что имеем, не храним…»?