Республики Северного Кавказа хотят привлекать учителей-русистов из других регионов

Острая нехватка преподавателей русского языка ощущается в ряде регионов и горных селах Северного Кавказа. Опрошенные эксперты считают, что решить данную проблему можно с помощью федеральной программы по привлечению в эти районы педагогов “со стороны”. При этом, отмечают они, проблема дефицита педагогов-носителей русского языка актуальна не для всех северокавказских республик. Так, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии школы обеспечены учителями русского практически на 100%.

Ранее вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец поручила Минобрнауки проработать вопрос об обеспечении школ Северного Кавказа учителями русского языка, являющимися его носителями. По словам вице-премьера, на сегодняшний день Минобрнауки РФ совместного с Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина сформировали группу из 12,5 тыс. педагогов, которые на постоянной основе в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне и Туве участвуют в дополнительных мероприятиях по повышению квалификации учителей.

Учить русскому по-русски

В целом школы Северного Кавказа обеспечены учителями русского языка и литературы, однако в большинстве случаев преподаватели языка не являются его носителями, пояснил ТАСС помощник министра образования и науки Чечни Абдула Каимов. Именно эта республика обратилась в Москву с просьбой обеспечить школы учителями-носителями русского языка.

“Вопрос в том, чтобы учителями русского языка работали именно его носители, это позволит исключить билингвальность из этого урока, то есть не говорить на нем и на чеченском, и на русском языках. Таких учителей — носителей русского языка — у нас немного, примерно 2% от общего количества”, — сказал Каимов.

По его словам, чеченские школьники неплохо знают русский язык, а повысить качество преподавания помогают мероприятия по повышению квалификации учителей.

“К нам приезжают по программе повышения качества преподавания разработчики учебных фильмов по русскому языку и литературе, авторы учебников. Они проводят разные курсы, мастер-классы, семинары. В результате такой помощи в этом году у нас в республике среди выпускников появились 100-балльники [по ЕГЭ] по русскому языку и литературе, а также свыше 500 выпускников набрали по нему от 80 баллов и выше. Это примерно на 10% больше, чем в прошлом году”, — рассказал собеседник агентства.

Однако отметил он, республике нужны педагоги, у которых русский выступает родным языком и, которые будут работать в чеченских школах на постоянной основе. “В регионе нет программы по привлечению учителей-носителей русского языка и литературы, хотя в некоторых муниципалитетах привлекают разных специалистов из других субъектов РФ. Таких специалистов привлечено около 30 человек, но это не только учителя русского языка и литературы”, — отметил помощник главы Минобрнауки Чечни.

Нужна федеральная поддержка

Не хватает учителей-носителей русского языка и в отдаленных горных селах Дагестана, где жители говорят в основном на родных языках — аварском, даргинском, лезгинском, лакском и других. “По районам сейчас 48 ставок учителей русского языка, всего по республике  — 52”, — сказала ТАСС начальник Управления общего и профессионального образования Дагестана Лариса Абрамова.

По ее мнению, сегодня для решения проблемы необходима федеральная поддержка.

“У нас была идея самостоятельно привлекать русскоязычных учителей из других регионов, но мы остановились, потому что нужны нормативно-правовые акты, закрепляющие гарантии для этих приезжающих учителей… с финансами не так просто. И если будет федеральная программа — это будет здорово, — отметила собеседница агентства. — У нас в 1930-1940 годах массово приезжали русские учителя, их было много, и их в республике помнят”.

Она также обратила внимание, что в республике еще более остро не хватает преподавателей иностранного языка. “Сейчас в республике открыто 204 вакансии учителей иностранного языка, практически все — в сельской местности. Учителя не едут туда, не возвращаются и те, кто уезжал учиться (молодые педагоги — прим. ТАСС). И мы сейчас думаем, как решать этот вопрос, это действительно большая проблема”, – сказала Абрамова.

Дефицита педагогов нет

В то же время в целом ряде северокавказских республик — Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — проблема нехватки русскоязычных педагогов гораздо менее актуальна. По словам замминистра образования КБР Ирины Шонтуковой, школы республики обеспечены преподавателями русского языка и литературы на 100%, причем многие преподаватели являются носителями языка.

“У нас не было массового выезда русского населения, и процентное соотношение русского, кабардинского и балкарского населения пропорционально: на первом месте по численности — кабардинцы, на втором — русские, на третьем — балкарцы. Соответственно, и преподавателей русского языка и литературы у нас достаточное количество”, — пояснила Шонтукова.

В Министерстве образования Северной Осетии также сообщили, что русскоязычных учителей в регионе достаточно. “Проблемы с учителями в республике нет, школы укомплектованы на 100%, уровень преподавания русского языка достаточно высокий”, — отметила представитель министерства.

Нет дефицита учителей русского языка и в Карачаево-Черкесии, заверила ТАСС первый замминистра образования и науки КЧР Елизавета Семенова.

“Укомплектованность всех школ, включая поселки и аулы, русоведами составляет практически 100%. Другое дело, что мы не анализировали, сколько из учителей русского являются носителями языка, такой статистики не ведется, — сказала Семенова. — У нас много прекрасных русоведов и не носителей языка. Но, если будет поручение, чтобы это были носители языка, будем это рассматривать”, — добавила она.

Собеседница ТАСС добавила, что в республике живут представители разных национальностей, которые общаются между собой именно на русском. “Карачаево-Черкесия — многонациональная республика — абазины, карачаевцы, русские, ногайцы, армяне, осетины, греки. И русский язык является средством межнационального общения”, — отметила Семенова.