Вузы России неоднозначно оценили планы Минобрнауки по реформированию аспирантуры

Аспирант Государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова

Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

С другой – современные темпы заставляют активизировать научные изыскания для скорейшего получения результатов и демонстрации их эффективности. Кроме того, эксперты отмечают первостепенную важность финансовой поддержки аспирантов, без увеличения которой, по их мнению, вряд ли можно будет надеяться на практические перемены.

Ранее замглавы Министерства образования и науки РФ Григорий Трубников заявил о планах увеличить срок обучения в аспирантуре до пяти-шести лет, разделив его на два этапа.

По его словам, первые два-три года будут заканчиваться традиционными экзаменами и защитой квалификационной работы, которую нужно приравнять к западной PhD.

Следующие два-три года – это специализация по конкретной тематике кандидатской диссертации. На обоих этапах предполагается финансирование из бюджета, на втором – допускается также привлечение средств грантов.

Аспиранты – за

Аспирантка Томского госуниверситета Ксения Акентьева назвала обсуждаемые Минобрнауки планы “очень своевременной идеей”. С ее точки зрения, предлагаемая система позволит молодежи активнее заниматься научной работой.

По ее мнению, статус аспиранта, предполагающий стипендию и прикрепленность к определенной кафедре, к конкретному диссертационному совету, дает возможность получать консультации и помощь в режиме реального времени, а также ездить в экспедиции и командировки.

Но не все успевали за три года аспирантуры завершить работу и были вынуждены продолжать исследования уже после ее окончания.

“А лишившись статуса аспиранта, все становится намного сложнее. Не всегда есть возможность совмещать работу и научную деятельность”, – отмечает Акентьева.

Аспиранты в Махачкале также поддерживают идею об увеличении сроков обучения до 6 лет. Они объясняют это очень высокими требованиями к кандидатским диссертациям и к защите.

 “Такая модель значительно упростила бы задачу. Окончив только первый этап аспирантуры и получив этот диплом, можно было бы остановиться и продолжить тогда, когда уже “созреешь”.

При нынешней системе, получается так: аспирант учится три-четыре года (в зависимости от направления) и, если он не подготовил диссертацию к защите, то он просто ничего не получает – ни диплома, ни каких-либо других документов, подтверждающих его труды за эти годы”, – считает аспирантка третьего года обучения Дагестанского госуниверситета.

Слишком маленьким сроком считает отведенные на аспирантуру три года и аспирантка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. Особенно, если в аспирантуру человек поступает с новой для себя темой, над которой он ранее не работал.

В то же время, по ее словам, “шесть лет – это слишком много, так как некоторые темы могут потерять свою актуальность за это время, а аспирант – интерес”.

Она также указала на актуальность проблемы поиска отечественных докторов наук, которые пишут статьи и монографии на схожие темы, в качестве оппонентов. “Их часто просто нет в стране, а иностранных специалистов привлекать нельзя”, – пояснила она, добавив, что это осложняет работу с не исследованной до этого темой.

Больше времени – лучше качество

Руководство и преподаватели Томского госуниверситета считают, что введение двухуровневой системы в аспирантуре поможет сконцентрировать усилия на подготовке научных кадров. По мнению проректора по учебной работе Виктора Демина, такая инициатива “позволит развести понятия получение степени – аналога PhD – и кандидатской степени, которую сегодня присваивают в России”.

По его словам, в настоящее время при подготовке кандидатской диссертации аспирантом не учитывается специальность или тема, по которой он защищается. Он также считает, что новая схема позволит распределить время именно на научные изыскания.

“Бывают исследования, которые просто требуют больше времени на эксперименты, экспедиции, интервью и так далее, и просто в отведенное сегодня на аспирантуру время это физически нельзя успеть”, – сказал он.

В петербургском университете ИТМО наиболее эффективным инструментом развития аспирантуры назвали привязку ее финансирования к грантам.

“В этой связи кажется логичным снятие ограничения минимального срока подготовки исследования, а вот максимальный срок аспирантуры для исследований, проводимых за счет средств государственного бюджета, целесообразно установить, и пять-шесть лет – совершенно адекватно для серьезной и качественной работы”, – считает Мария Скворцова, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации, начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры вуза.

Проректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по перспективным проектам Алексей Боровков видит в инициативе возможность улучшить качество диссертационных работ выпускников аспирантуры и обеспечить их соответствие жестким требованиям. Особенно позитивно, по его мнению, нововведение отразится на инженерных специальностях.

“Никто шесть лет держать аспиранта в аспирантуре не будет, если он сможет защититься на достойном уровне за два-три года, но требования к качеству диссертаций растет, они должны индексироваться в международных научных базах”, – сказал он.

Больше защищенных диссертаций

Преподаватели Саратовского государственного технического университета им. Гагарина высказали мнение, что введение двух уровней обучения в аспирантуре является “наиболее рациональным шагом”. По их мнению, это позволит увеличить количество диссертаций с нынешних 25-40%, в зависимости от направления, до 90%.

Как отметил профессор Игорь Плеве, наиболее оптимальный срок составляет 5 лет.

“На первом, двухгодичном, этапе аспирант, обучаясь на бюджетной основе, будет получать дополнительное специальное образование под тему своей будущей диссертации. Одновременно он начнет работу над ней. На этом этапе можно будет оценить потенциал аспиранта: насколько он способен решать серьезные научные задачи, станет ли итогом его обучения качественная научная работа. Логичное завершение этого этапа – сдача экзаменов по специальности и иностранному языку и, возможно, защита квалификационной работы на степень PhD”, – сказал профессор.

При этом на второй период длительностью в три года, считает Плеве, следует отобрать не более половины аспирантов среди тех, кто показал наилучшие результаты. По его мнению, эти три года должны быть посвящены исключительно исследованиям. Вместе с тем “систему отбора по-настоящему талантливых ребят еще предстоит разработать”, – отметил он.

В Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского инициативу Минобрнауки также поддерживают и выступают за то, чтобы аспиранты обязательно защищали кандидатские диссертации.

“Эта инициатива очень хорошая, необходимо шире обсуждать ее, привлекая большее количество людей, которые имеют отношение к этому виду деятельности”, – считает декан факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ, профессор Галина Богданович.

По ее словам, нынешняя ситуация критикуется общественностью, научными кругами, да и самими аспирантами.

“Если сравнивать обучение в аспирантуре в более ранний период, то в эти три года входила и обязательная защита кандидатской диссертации, при сегодняшнем состоянии … на выходе аспирант получает документ об окончании аспирантуры, но без защиты”, – сказала ТАСС Богданович. Она ожидает, что реформа будет направлена на то, чтобы обучение в аспирантуре приобрело законченный смысл. В то же время профессор считает “слишком растянутым” предлагаемый срок обучения.

Финансовый вопрос – решающий

В Грозненском государственном нефтяном техническом университете им. М.Д. Миллионщикова также не считают целесообразным увеличивать срок обучения до шести лет. По мнению завкафедрой “Информационные системы в экономике” Лейлы Магомаевой, “тот, кто в силах написать и защитить кандидатскую диссертацию через шесть лет, будет способен сделать это и через три года”.

С другой стороны, она отмечает большое число молодых людей, окончивших аспирантуру и не защитившихся в итоге. Доцент связывает это с финансовыми расходами на статьи ВАК, поездки, конференции.

По мнению Магомаевой, “золотой серединой” в этом вопросе может быть предоставление выбора аспирантам после трех лет обучения.

“Тем, кто за это время может подготовить для защиты диссертацию, а это понятно уже к концу 2-го года обучения, дать возможность защититься. Для остальных – оставить возможность защитить аналог кандидатской работы, к которому предъявляются не такие высокие требования, и который будет приравнен к степени PhD”, – сказала она.

Важность финансового аспекта обучения в аспирантуре отметил и декан филологического факультета Дагестанского госуниверситета профессор Шабан Мазанаев.

“За ту оплату – это около 3 тыс. рублей в месяц у гуманитариев, заниматься только наукой и выполнять все требования, невозможно. Ведь нужно зарабатывать на жизнь, что существенно отвлекает от научной деятельности”, – отметил он.

Вместе с тем, по мнению профессора, в современных условиях, с учетом жесткости предъявляемых требований “за три года подготовить и защитить диссертацию практически невозможно”. Публикация работ в изданиях ВАК, прохождение всех этапов подготовки, обсуждение, защита – на все это нужно много времени и всецелое погружение в науку. Он также указал, что “много где сегодня нет диссертационных советов, и приходится часто ездить туда, где они есть”.

По этой причине продление сроков обучения в аспирантуре видится ему логичным решением.

Кому работать в вузах?

Аспирантура Орловского государственного университета готовит молодых ученых по 24 специальностям, обучение проходят более 800 человек – 10% от всего числа студентов вуза. По этому показателю университет – лидер в регионе. Ректор ОГУ Ольга Пилипенко считает, что более длительное обучение существенно осложнит кадровый вопрос.

“Увеличение сроков обучения замедлит воспроизводство кадров для системы образования и науки. Условно говоря, молодой человек получит ученую степень в 30 лет, а до этого он будет числиться студентом, а кто тогда станет работать в вузах, в НИИ без ученой степени?”, – задается вопросом собеседница ТАСС.

По мнению руководства вуза, двухуровневая аспирантура может быть введена, но при этом необходимо предусмотреть и упрощенную систему получения ученой степени.

“Если мы говорим, что студент талантливый, целеустремленный, начал активно заниматься в студенческие годы в бакалавриате, потом продолжал в магистратуре, то у него должна быть возможность досрочной защиты кандидатской. И еще один вариант – предусмотреть механизм присваивания ученой степени по совокупности научных работ, которые публиковались в ведущих научных журналах, изданиях, получили оценку профессионального сообщества”, – отметила ректор.

Система не для всех

Некоторые эксперты считают предлагаемую систему применимой не для всех специальностей. Так, проректор Северо-Западного государственного медицинского института им. И.И.Мечникова Александр Мельцер полагает, что перемены не очень актуальны для медицинской аспирантуры.

“Система обучения в медицинской аспирантуре сбалансирована, в том числе и по срокам, обучение продолжается 3 года. По завершении обучающиеся выходят с подготовленной к защите кандидатской диссертацией. Считаю, что сроки жесткие, но государство и общество заинтересовано, чтобы молодые кадры приходили в науку и практическую медицину быстрее”, – сказал он.

Ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко высказался категорически против удлинения срока обучения в аспирантуре.

“Отношусь к этому крайне отрицательно”, – сказал он, назвав инициативу “непродуманной, необоснованной”. Он высказал убежденность в том, что “весь мир идет по пути увеличения интенсивности научных исследований, сокращения времени и использования наиболее передового оборудования”.

Литвиненко отметил, что в Горном университете аспирантов держат столько, сколько могут им платить.

“Каждый аспирант обходится вузу в 1.5 млн рублей в год. Он получает стипендию в 35 тысяч рублей на уровне ассистента и две возможности поехать в лучшие мировые лаборатории по своему профилю”, – уточнил ректор.

Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков сказал ТАСС, что говорить об обучении в аспирантуре шесть лет на данном этапе еще рано.

“Проект закона (“О науке и научной деятельности” – прим. ТАСС) пока проходит стадии обсуждения. В каком виде он будет, говорить преждевременно. Вопрос модернизации системы подготовки научных кадров не закрыт, когда проект будет сформирован, тогда его можно предметно обсуждать”, – сказал он.