AlexandrBognat / Shutterstock.com

 Размещение рекламной бегущей строки должно соответствовать положениям Закона о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе)). Целями рекламной информации является привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, мероприятию, торговому знаку, изготовителю или продавцу), формирование или поддержание интереса к нему, а также продвижение его на рынке (ст. 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования всегда индивидуален и выделен из группы однородных товаров. Без индивидуализирующих признаков информация о товаре не является рекламой.

Реклама может быть распространена любым способом, представлена в любой форме, посредством любых средств и адресована неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе).
 

Вся ли информация — рекламная?

Признаки, позволяющие отличить размещенную на световом табло рекламу от обычной информационной вывески, довольно размыты.

ВАС РФ рекомендует судьям решать вопрос о наличии в информации признаков рекламы с учетом конкретных обстоятельств дела (вопрос 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 (далее — Информационное письмо)).

Если размещенная информация обязательна в силу закона и (или) извещает о фактическом месторасположении организации, то такая информация рекламой не является (пп. 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе), а представляет собой вывеску либо указатель.

Согласно Закону о защите прав потребителей организация обязана довести до сведения потребителей информацию о своем фирменном наименовании, месте нахождения (адресе), режиме работы, реализуемых товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах) (ст. 9–11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I (далее — Закон о защите прав потребителей)).

По мнению ВАС РФ, назначение информации о месторасположении состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) обозначении места входа (п. 18 Информационного письма). Федеральная антимонопольная служба считает, что размещение в месте фактического нахождения организации указания на профиль ее деятельности (аптека, булочная, кафе, гостиница) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, фрукты-овощи) служит целям идентификации, а также может быть признано обычаем делового оборота (письмо ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754).

Перечислим характерные признаки информационной вывески (Закон о рекламе; Закон о защите прав потребителей; письма ФАС России от 13.02.2015 № АД/6320/15, от 28.11.2013 № АК/47658/13, от 24.01.2011 № АК/1829).

1

Наличие на вывеске обязательной информации, предусмотренной Законом о защите прав потребителей: 

  • наименование организации, включая зарегистрированные товарные знаки и коммерческие обозначения;
  • место (адрес) нахождения организации;
  • вид/профиль деятельности (дополнительно — информация о ценах на реализуемую продукцию);
  • режим работы.

2

Расположение вывески в месте нахождения организации. 

3

Соответствие вывески требованиям местных органов власти о правилах размещения и содержания информационных конструкций (например, в Москве действуют Правила размещения и содержания информационных конструкций в г. Москве (утв. пост. Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП)).

При этом размещение на вывеске информации не в полном объеме в силу закона или обычаев делового оборота не является квалификацией ее в качестве рекламы (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 (далее — Постановление № 58)). Также не имеют значения ни манера исполнения, ни метод размещения информации (письмо ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13).

Что касается бегущей строки, размещенной на автотранспорте организации, то она будет являться рекламой, так как не соответствует признакам информационной вывески (в частности, установлена вне места нахождения организации).

Кроме того, необходимо учитывать следующее. В силу положений Закона о рекламе светодиодные табло, установленные на транспортных средствах, должны не создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор водителю и другим участникам движения, а также соответствовать иным требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе).

По мнению судей, размещение на заднем стекле автомобиля табло, которое излучает свет, видимый снаружи транспортного средства (особенно в темное время суток), является нарушением Закона о рекламе (пост. Второго ААС от 11.11.2015 № 02АП-9060/15). Организация-рекламораспространитель несет ответственность в виде административного штрафа в размере от 200 000 до 500 000 рублей (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе; ч. 4 ст. 14.38 КоАП РФ).

Таким образом, организации при решении вопроса о рекламном или информационном предназначении бегущей строки на световом табло следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения. Если целью размещения не является информирование о месте нахождения организации, то такие сведения могут быть квалифицированы в качестве рекламы. Размещение бегущей строки с указанием наименования, места нахождения, режима работы организации в месте ее нахождения соответствует требованиям Закона о защите прав потребителей и рекламой не является. Однако размещение подобной информации вне места нахождения организации, в частности на автотранспорте, соответствует признакам рекламы.

Обратите внимание, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы суды учитывают, что размещение отдельных сведений, вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, рассматривается как реклама этого товара (п. 2 Постановления № 58).
 

Порядок признания расходов

Затраты на размещение бегущей строки в месте нахождения организации на приобретенном ею световом табло не нормируются и признаются (с учетом стоимости имущества):

  • в составе расходов на наружную рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ; ст. 19 Закона о рекламе), если информация отвечает требованиям Закона о рекламе;
  • в материальных расходах (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), если табло выполняет функцию указателя или вывески;
  • ежемесячно путем начисления амортизации, если табло соответствует критериям амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, пп. 1, 3 ст. 257, пп. 1, 9 ст. 258 НК РФ; письмо Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821).

Остальные расходы признают в размере, не превышающем 1 процента от выручки за отчетный (налоговый) период без включения сумм НДС. Так, подлежат нормированию затраты на размещение бегущей строки на световом табло на автотранспорте (п. 4 ст. 264 НК РФ; ст. 20 Закона о рекламе).

Обратите внимание, что сумма НДС с рекламных расходов, даже если они являются нормируемыми в целях налога на прибыль, подлежит вычету в полном размере (п. 7 ст. 171 НК РФ; письмо Минфина России от 02.06.2014 № 03-07-15/26407).


Наталья Юденич
, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, к.э.н.

Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»