Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

В практике финансово-контрольных органов часто возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП в случае искажения консолидированной отчетности. В данной ситуации важно четко понимать на кого законодательство возлагает обязанность формировать сводную отчетность и на основе каких документов она консолидируется.

Ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность. В свою очередь, главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидацию) представленных ему данных. При этом важно понимать, что главный распорядитель средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, исходя из презумпции достоверности представленной ему получателями бюджетных средств бюджетной отчетности.

Следовательно, ответственность за недостоверное формирование отчета получателя бюджетных средств, которое повлекло включение в свод искаженной информации, должна быть возложена на руководителя получателя бюджетных средств, ответственного за организацию бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности.

Если должностное лицо, ответственное за формирование и представление сводной и консолидированной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, не нарушило положений Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н) по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, то оно не может нести административную ответственность за недостоверность данных, входящей в состав консолидированной отчетности и перенесенных в нее из бюджетной отчетности подведомственного учреждения. Данный вывод подтверждают положения Инструкции № 191н, предоставляющие главному распорядителю возможность внести уточнения в ранее составленную сводную отчетность в том случае, если в процессе осуществления мероприятий последующего финансового контроля (после составления сводной отчетности) были выявлены факты недостоверного представления данных в бюджетной отчетности получателями бюджетных средств и эти данные были включены в консолидированный документ. Внесение изменений в ранее представленную бюджетную отчетность (представление уточненной бюджетной отчетности) главным распорядителем бюджетных средств ввиду изменения бюджетной отчетности получателя бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий не может образовывать состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Другим, не менее актуальным, является вопрос о правомерности привлечения к ответственности по рассматриваемой статье КоАП РФ руководителя субъекта бюджетного (бухгалтерского) учета, в том случае если ведение учета и составление на его основе отчетности передано другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон о бухучете), организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета находится в компетенции руководителя экономического субъекта (субъекта учета – государственного (муниципального) органа, учреждения). Положения Закона о бухучете применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Используемым Законом о бухучете термин “организация учета” не подразумевает личное ведение бухгалтерской (бюджетной) документации лично руководителем организации. Иное противоречило бы положениям Гражданского кодекса о правоспособности юридического лица. Тем самым руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Однако руководитель субъекта учета не снимает с себя обязанности принимать решения в пределах своей компетенции, которая определена учредительными документами и контрактом. Поэтому в соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по своевременному и качественному исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В случае возникновения вопроса о привлечении к ответственности за представление недостоверной отчетности, вопрос о лице, виновном в совершении данного правонарушения, должен решаться на основе распределения полномочий, закрепленных в вышеназванном договоре (соглашении). Следовательно, таким лицом может быть как руководитель субъекта учета, так и должностное лицо централизованной бухгалтерии.

Таким образом, квалифицируя формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов в качестве противоправного деяния, следует устанавливать факты искажения бухгалтерской (бюджетной) документации, а также определять виновное лицо, исходя из распределения должностных полномочий.