Catelechka / Depositphotos.com

Риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории России инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций, преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров обозначены в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года в перечне угроз и вызовов национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан. А реализация комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заноса опасных инфекционных заболеваний, распространение природно-очаговых инфекций и зоонозных болезней, а также обеспечение готовности к реагированию на биологические угрозы естественного и преднамеренного характера указаны в числе приоритетных направлений развития здравоохранения России.

Обрушившаяся на мир полтора года назад новая коронавирусная инфекция, которая, по данным ВОЗ, уже унесла жизни порядка 3,6 млн человек, показала особую важность решения указанных задач и необходимость постоянного поддержания высокого уровня противоэпидемической готовности. Вирус не отступает, масштабная работа по борьбе с ним продолжается, но у ученых, экспертов и властей уже было достаточно времени, чтобы сделать определенные выводы и вынести важные уроки, которые могут пригодиться как в борьбе с нынешней, так и с будущими пандемиями, возможность появления которых, по экспертным оценкам, достаточно высока.

Очередной анализ выявленных в период борьбы с пандемией проблем, результаты которого положены в основу формирования важных выводов на перспективу, провели участники панельных дискуссий и круглых столов Петербургского международного экономического форума – 2021.

Остановимся на ключевых тезисах более подробно.

Проблемы, уроки и выводы

Пандемия COVID-19 продемонстрировала способность к быстрой мобилизации, консолидации и в целом показала достаточно высокую степень надежности российской системы здравоохранения по сравнению с другими странами. Одновременно она выявила и немало проблем, связанных не только с медицинским аспектом, в большинстве своем выраженном в уровне готовности системы здравоохранения к отражению серьезных инфекционных угроз, но и с социальным, информационным, культурным и другими аспектами.

Медицинский аспект

Генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава России Евгений Шляхто в числе главных «слабых мест» национальной системы здравоохранения, обнаруженных в период пандемии, выделил коечный фонд и кадровый ресурс. Он считает необходимым создавать многопрофильные койки, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и как дополнительный резерв в случае необходимости. Что касается кадрового ресурса, то здесь нужны врачи с дополнительными компетенциями, которые могут быстро перепрофилироваться. Добиться этого, по мнению эксперта, можно с помощью изменения профстандартов – чтобы каждый специалист обладал навыками реанимации, функциональной диагностики и т. п. Кроме того, нужно сделать так, чтобы в условиях дефицита врачебных кадров была возможность делегировать часть полномочий среднему звену (например, чтобы были фельдшеры с функцией помощников врачей). Большую роль в процессе подготовки медицинских кадров должно играть образование.

Не менее значимым Евгений Шляхто считает развитие науки, которая показала неплохой задел, позволивший оперативно создать тест-систему и вакцину против новой коронавирусной инфекции. Также он подчеркнул важность цифровизации. «Нужно сделать акцент на движение к «умному госпиталю», «умной клинике», «умной палате» с максимальным внедрением информационных технологий, которые будут отслеживать весь процесс оказания медицинской помощи», – заключил эксперт, добавив, что только взаимосвязь клиники, науки, образования и новых цифровых технологий поможет повысить прозрачность, доступность и безопасность медицинской помощи.

В свою очередь, Президент Общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов «Всероссийское общество гемофилии» Юрий Жулёв среди проблем, выявленных в пандемию, выделил дефрагментацию системы здравоохранения – различие уровня медпомощи и доступа к ней в зависимости от субъекта РФ, а также несоответствие решений федерального уровня реалиям регионов. К слову, аналогичные проблемы проявлялись и в других странах – исполнительный директор Программы по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Всемирной организации здравоохранения Майкл Райан тоже указал на слабость медицинской системы и неравенство в обеспечении медуслуг, вызванное социальным неравенством. «Не только вирус убивал людей, но людей убивало неравенство», – отметил он.

По мнению Юрия Жулёва, система должна быть более централизована, вплоть до персональной ответственности региональных лидеров за реализацию политики в области здравоохранения. Также он указал на ограничение в доступе к регулярной медпомощи, лекарственному обеспечению тем пациентам, которые имеют хронические заболевания и нуждаются в постоянной помощи врачей, – для них должна быть налажена как организация медпомощи, так и их маршрутизация. Немаловажно здесь и информирование пациентов о том, где можно получить плановую медпомощь, если медучреждение в районе проживания временно закрыто на карантин.

К указанному списку исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» («Инфарма») Вадим Кукава в ходе панельной дискуссии на тему: «Здоровое общество как вектор развития: объединяя всех, доступно для каждого» добавил и такие проблемы, как:

  • недостатки системы лекарственного обеспечения – лекарства нужно предоставлять пациентам не тогда, когда они уже лежат в госпиталях, а в амбулаторном сегменте при более ранней стадии заболевания;
  • несовершенство системы госзакупок лекарств – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» здесь неэффективен, поскольку в систему госзакупок зачастую выводятся контрафактные препараты в нарушение патентных прав оригинаторов, из-за чего в среднесрочной перспективе пациентам могут быть недоступны инновационные препараты;
  • отсутствие единого регулятора фармотрасли – ее курируют различные ведомства, у каждого из которых свои цели деятельности, противоречащие друг другу.

Иные аспекты

Помимо системных проблем эксперты выделили проблемы, связанные с санитарной культурой, просвещением и информированностью. На первой сделала акцент Директор центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС Лариса Катышева. Она уверена, что пока «мы не сформируем привычки, которые помогут спасти наши жизни, жизни наших детей и внуков, результата не будет». Помимо этого, важным она считает и формирование культуры доверия граждан государству. «Доверие – коэффициент, на который умножаются все наши усилия. Формула проста – ты что-то делаешь, умножаешь это на доверие, если коэффициент доверия низок, тебе нужно делать гораздо больше. Главное, что нам сейчас нужно, – новая вакцина, вакцина доверия. Мы без нее вообще никуда не уедем», – отметила эксперт, подчеркнув, что формированию доверия могут способствовать просвещение, информированность граждан, а также простой и понятный язык общения государства с обществом.

Лариса Катышева согласилась с главой Роспотребнадзора Анной Поповой и в части наличия проблемы коммуникаций – «когда мнение каждого может быть услышано миллионами и миллиардами». Она напомнила, что в период пандемии был высок уровень распространения мифов о новой коронавирусной инфекции – было зафиксировано 3,5 тыс. фейковых сюжетов, которые по-разному интерпретировались в отдельных регионах. В свою очередь, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России Оксана Драпкина обратила внимание на имеющийся в интернет-пространстве дефицит достоверной информации, которую можно было бы использовать для повышения грамотности населения в отношении своего здоровья.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев обозначил еще одну проблему – ограничение прав граждан в связи с вынужденным внедрением цифровых технологий, связанных с мониторингом, предупреждением распространения инфекции (контроль перемещений, цифровые пропуска и т. п.). Несмотря на многочисленные дискуссии на эту тему, государство смогло гарантировать неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных граждан, считает глава Минкомсвязи России.

Между тем, Генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России Виталий Омельяновский обратил внимание на проблему правового регулирования, а именно на массу устаревших законов и приказов, которые необходимо актуализировать, в том числе в целях развития инноваций и внедрения новых технологий в сферу здравоохранения. По словам эксперта, Минздрав России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России уже активно занимаются поиском новых форм реагирования на приход в медицину новых технологий. Вадим Кукава считает недостатком текущего правового регулирования и то, что на уровне госпрограмм здравоохранения ставятся правильные цели, но законодательство более низкого порядка зачастую противоположно им и не способствует достижению этих целей. Кроме того, правовое регулирование не полностью гармонизировано с международными лучшими практиками.

Стоит отметить, что анализ уровня подготовленности систем здравоохранения к отражению нынешней инфекционной угрозы проводится не только на национальном уровне, но и на международном. Так, Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп рассказал, что в середине 2020 года Всемирным экономическим форумом совместно с компанией «АстраЗенека» и Лондонской экономической школой было инициировано глобальное исследование, посвященное определению основных характеристик устойчивости национальных систем здравоохранения. В нем принимали участие 8 стран – Россия, Великобритания, Италия, Франция, Германия, Испания, Польша, Вьетнам.

Пилотная стадия исследования показала, что нет таких универсальных качеств устойчивости национальных систем здравоохранения, которые были бы верны для всех стран и всех ситуаций. Однако есть общие проблемы, связанные с недостаточным финансированием системы здравоохранения (в настоящее время такая система рассматривается как центр затрат, а не центр инвестиций) и со сложностями в развитии кадров (в частности, нехватка персонала для работы с пациентами, имеющими хронические заболевания). Кроме того, в результате исследования наметилось несколько главных направлений, на которые должен быть сделан акцент в случае возникновения глобальных инфекционных угроз. Среди них – управление, работа медицинских команд, использование лекарственных средств, организационные меры и т. д.

При этом участники панельных дискуссий обращали внимание и на недостаточную международную координацию, в частности – отсутствие международных стандартов, например, по взаимному признанию паспортов вакцинированных против новой коронавирусной инфекции граждан, а также указывали на важность международного сотрудничества, обмена опытом и знаниями, готовности координировать деятельность национальных систем здравоохранения между разными странами. «Урок на будущее заключается в том, чтобы научиться или по крайней мере продемонстрировать готовность слышать друг друга, учитывать интересы друг друга и взаимодействовать на международных площадках», – заключил Директор Информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов.

Ориентиры на перспективу

«Мы прожили 1,5 года с новой угрозой, и те уроки, те знания, которые мы обрели за это время, крайне важны для нас для всех», – отметила глава Роспотребнадзора Анна Попова в ходе панельной дискуссии на тему: «Пандемии будущего. Стратегии готовности». Одним из ориентиров на будущее, по ее мнению, должно стать формирование так называемого «санитарного щита» как комплекса мер, направленного на предотвращение риска проникновения опасных инфекций на территорию страны. По словам главного государственного санитарного врача России, проект «санитарного щита» уже создан в РФ и русскоязычных странах Восточной Европы и Центральной Азии, с которыми РФ тесно сотрудничает в пределах одного эпидемиологического пространства.

«У нас лозунг – эпидемия без локдаунов. То есть мы должны обеспечить функционирование страны – и экономики, и общественных отношений – не давая распространяться инфекции. Такая очень серьезная задача, очень сложная, но именно ее мы поставили во главу угла», – подчеркнула Анна Попова.

В концепции «санитарного щита» эксперты видят потенциал для кардинального перехода от реактивной политики (когда государство реагирует на реально возникающие угрозы) к профилактической составляющей.

Национальные ориентиры

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в числе более конкретных ориентиров для России видит:

  • переформатирование системы сбора данных – данные должны собираться не через посредников, а от первоисточника, чтобы обеспечить их большую достоверность и повысить оперативность сбора (стоит отметить, что в госпитале МЧС в Санкт-Петербурге уже апробируется соответствующее цифровое решение, предполагающее быструю передачу цифровых электронных копий документов первичной диагностики непосредственно из машины скорой помощи в стационар, что сокращает время оказания медпомощи примерно на 30%);
  • мобилизация коечного фонда – койки должны быть двойного назначения с возможностью быстрого возврата к основному назначению;
  • гибкий в плане обучения медицинский персонал – возможность быстрой переквалификации, переобучения в случае необходимости;
  • оперативное изменение законодательства и применение соответствующих ситуации регуляторных инструментов;
  • возможность вовлечения волонтеров при необходимости;
  • быстрые научные разработки;
  • единые базы данных для информирования населения;
  • открытие данных, используемых для разработки искусственного интеллекта.

Также продолжится курс на цифровизацию системы здравоохранения. Директор направления «Онкология» Roche Diagnostics Игорь Филиппов в рамках выступления на круглом столе по теме: «Цифровое здравоохранение: прозрачность, эффективность и качество» отметил, что 2020 год вознес тренд цифровизации в ранг стратегических направлений для развития медицины в России. Но цифровизацию невозможно развивать в вакууме, отдельно от комплексного подхода в медицине, здравоохранении, поэтому необходимо формировать комплексный подход к ней.

Между тем, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова отметила, что перевод документов из бумажного вида в электронные аналоги и их архивирование в отдельном блоке являются важными, обязательными, но недостаточными условиями для того, чтобы цифровизация позволила российской медицине перейти на новый уровень развития. «Попытка переложить существующие, по сути дела, аналоговые процессы медицины в цифру, не только не приведут к повышению эффективности отрасли, но и снизят производительность труда. Только одновременно с переосмыслением и перестройкой всех процессов, где центром является не услуга, как сейчас, а пациент, возможен эффективный переход на цифровую медицину», – считает она.

Стоит отметить, что посыл на переориентацию системы здравоохранения с услуг на пациента как главного получателя этих услуг давали и другие участники ПМЭФ-2021. За «пациентоцентричным подходом персонализированной медицины», который предполагает центральное место человека в системе общественного здоровья, эксперты видят будущее российской системы здравоохранения. Для такого перехода потребуются гибкие адаптивные информационные системы и совершенствование современного методологического регулирования. При этом больший акцент делается не на лечении, а на профилактике инфекционных заболеваний. Так, директор Российского научно-исследовательского противочумного института «Микроб» Владимир Кутырев призвал работать «на опережение» – готовиться не просто реагировать на возникновение новых пандемий, а контролировать саму возможность их появления. «Для этого нужны очень серьезные научные исследования, экспедиционные работы, мониторинг за окружающей средой», – отметил он.

Не последнюю роль в борьбе с инфекционными заболеваниями эксперты отдают профилактике и диспансеризации – причем добровольным и осознанным. «Приказной характер уже изжил себя – мы не можем сказать: «Ты обязан идти на диспансеризацию». Это должно быть внутреннее осознание человека», – уверен Юрий Жулёв. Он предлагает выстроить в области профилактики и диспансеризации четкую национальную политику, подключив к этой работе не только врачей, но и гражданское сообщество, НКО и наладив мощную информационную пропаганду в этой сфере. «Надо объединять усилия, но выработать четкую стратегию (дорожную карту)», – подчеркнул эксперт.

Заместитель Министра здравоохранения РФ Олег Салагай акцентировал внимание и на важных привычках поведенческого иммунитета, которые сформировались у граждан во время пандемии – ношение масок, санитарная обработка рук, социальное дистанцирование, внимательное отношение к своему здоровью. «И этот импульс важно сохранить, а в последствии – и перенести на неинфекционные заболевания», – считает он. Кроме того, эксперты призывают каждого россиянина в ожидании будущих пандемий быть личным примером для других в вопросах обеспечения безопасности своего здоровья – в части соблюдения элементарных гигиенических норм, поддержания физического и психического здоровья, вакцинации, а также проверки источников информации, касающейся здоровья.

Что касается законодательных ориентиров, то они были намечены уже давно. Так, еще в 2019 году Президент РФ подписал Указ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее – Указ № 97), в котором, в частности, содержится перечень основных биологических угроз. В списке значатся такие угрозы, как:

  • модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф;
  • возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;
  • появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории РФ инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;
  • проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
  • нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение;
  • отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;
  • распространение антимикробной резистентности, рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
  • аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности или проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии или террористические акты на этих объектах;
  • теракты, связанные с использованием опасных биологических веществ;
  • применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;
  • бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии (п. 8 Указа № 97).

Кроме того, в текущем году был выпущен Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. № 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний». Эти документы, по мнению Владимира Кутырева, дают ориентиры в том числе на перспективу и закладывают основы дальнейших действий в случае возникновения новых инфекционных угроз.

Международные ориентиры

Наряду с национальными уже намечаются и международные ориентиры – в частности, идут разговоры о создании международной организации, которая бы в случае новых инфекционных угроз могла координировать действия всех стран. «Это надо регулировать на межнациональном уровне, в какой форме – на базе ВОЗ или в другой – пока непонятно, но этот вопрос сегодня на повестке очень остро стоит», – сказала Анна Попова. Кроме того, Майкл Райан заявил о рассмотрении на уровне ВОЗ идеи заключения рамочной Конвенции о готовности к пандемии как одного из шагов по формированию многостороннего партнерства при подготовке к следующей пандемии. Однако здесь эксперт считает необходимым развести два вопроса – умышленное применение биологических агентов как биологического оружия и естественные пандемии. Также он полагает, что при подготовке к следующим пандемиям потребуется не только международное сотрудничество, но и сотрудничество с частным сектором, с гражданским обществом и правительствами. Отметим, с предложением создать Всеобщую конвенцию о международном сотрудничестве по борьбе с глобальными вызовами в сфере здравоохранения на пленарном заседании ПМЮФ-2021 выступал и Министр юстиции РФ Константин Чуйченко.

Директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Ханс Хенри П. Клюге в качестве векторов обеспечения устойчивости систем здравоохранения видит повышение лекарственной безопасности, обеспечение автономии в производстве лекарств, принятии императивных мер, направленных на борьбу с курением, алкоголизмом и т. п., использование новых технологий, искусственного интеллекта, эффективный контроль и повышение медицинской грамотности.

***

Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля текущего года отметил: «У нас должен быть мощный надежный щит в сфере санитарной и биологической безопасности. Мы понимаем теперь, что это такое. Нужно обеспечить независимость России в производстве всего спектра вакцин, субстанций для фармацевтики, в том числе лекарств против инфекций, устойчивых к нынешнему поколению антибиотиков. Причем сделать это надо с максимальным использованием российского оборудования и отечественных компонентов. В случае появления инфекции, такой же опасной, как коронавирус, или, может быть, больше, не дай бог, Россия должна быть готова в течение четырех дней, именно в течение четырех дней, разработать собственные тест-системы и в самое короткое время создать эффективную отечественную вакцину, приступить к ее массовому производству».

Такие задачи глава государства наметил на перспективу – к 2030 году, но научное и экспертное сообщества уже приступили к разработке необходимых мер, направленных на реализацию указанных задач. Пока неизвестно, какие из них будут приняты в России и на международном уровне. Единственное, в чем все эксперты уверены точно, – это в том, что здравоохранение будущего с учетом уроков настоящего будет совершенно иным – более качественным, эффективным и пациентоориентированным.