IconicBestiary / Depositphotos.com

Начало нового учебного года, как и окончание прошлого, проходит в условиях развития новой коронавирусной инфекции. И хотя с 1 сентября, как и обещали власти, школьники возобновили очное обучение, текущая эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы, и с учетом возросшего в конце сентября – начале октября уровня заболеваемости многие регионы опять вынуждены переводить обучающихся на дистанционный формат. Такой перевод является временным, но, поскольку динамику развития пандемии сложно предугадать, федеральные органы власти в сфере образования, педагоги, обучающиеся и их родители уже сейчас озадачены вопросами организации и проведения в 2020/2021 учебном году ЕГЭ, ГИА-9 и всероссийских проверочных работ.

Самые актуальные вопросы по указанным направлениям стали темой для обсуждения на состоявшейся 19 октября очередной всероссийской встрече с родителями руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева. При подготовке мероприятия в ведомство поступило более 2 тыс. вопросов, предложений и обращений. Остановимся на ключевых моментах.

Дистанционное обучение

Российское образование идет в ногу со временем, и дистанционная форма обучения приобретает все большее значение, особенно в период распространения COVID-19. Хотя надо сказать, что категории «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», допускающие опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогов, получили законодательное закрепление задолго до пандемии (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В период первой волны пандемии в России дистанционная форма обучения позволила не прерывать учебный процесс и не завершать учебный год досрочно без полного освоения текущей программы. Причем вопреки экспертным прогнозам, которые сводились к тому, что результаты ЕГЭ после дистанционной подготовки будут «провальными», статистика показала рост и лишь по нескольким предметам – те же цифры, что и годом ранее. По мнению главы Рособрнадзора, это стало возможным как из-за высвобождения времени (самоизоляция исключила из графика школьников развлечения и прогулки), так и из-за расширения списка бесплатных ресурсов для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Весенний опыт применения дистанционных технологий в целом оказался удачным, поэтому в настоящее время отдельные регионы, в которых возрос риск увеличения количества заболевших коронавирусом, решили вновь воспользоваться такой возможностью и ради сохранения здоровья участников образовательного процесса – возобновить дистанционный формат обучения. Так, например, в Москве согласно Указу Мэра Москвы от 14 октября 2020 г. № 100-УМ были на неделю продлены каникулы, а две недели после них (с 19 октября по 1 ноября) объявлены для обучающихся 6-11-х классов неделями уроков в онлайн-режиме. В других субъектах РФ на удаленный формат переведены отдельные классы или школы. По словам Анзора Музаева, ситуация везде разная, общая картина будет ясна в ближайшие месяцы, но представители Рособрнадзора надеются, что школьники пострадают в меньшей степени и будут учиться в полноценном очном формате.

«Дистанционный формат никогда не сможет заменить очный формат работы учителя с классом – там и социализация ребят, там и индивидуальная работа учителя с каждым ребенком и классом в целом – очень много моментов, которые дистанционное образование никогда не восполнит, каким бы качественным оно ни было», – заключил руководитель ведомства. Качественное дистанционное обучение возможно при обеспечении всех участников процесса необходимым оборудованием, а «с тем техническим парком, который есть в школах, с той техникой, которая имеется у каждого ребенка, о качественном дистанционном образовании в ближайшие годы говорить не приходится».

Напомним, аналогичного мнения относительно безусловного приоритета очного обучения перед дистанционным придерживались федеральные власти и в период первой волны пандемии – так, Президент РФ Владимир Путин на совещании по теме образования в мае отмечал, что телекоммуникации открывают колоссальные возможности, но они не могут заменить живого общения учителя с учеником и творческой, командной, товарищеской среды в образовательной организации. «Система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество», – подытожил глава государства, назвав все слухи о вытеснении и полной замене очного образования дистанционным откровенной провокацией. О недопустимости замены традиционного формата обучения и общения учеников и педагогов в стенах школы дистанционным обучением говорил и Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Кроме того, опыт внедрения дистанционного формата обучения выявил ряд неразрешимых проблем – например, неравенство социальных условий, выражающееся в отсутствии устройств для одновременного подключения к дистанционным урокам (в большей мере – у детей из малообеспеченных или многодетных семей), технические сбои в работе образовательных онлайн-платформ и т. п. Это подтверждает доводы о невозможности перевода школьников на онлайн-режим обучения на длительный период.

Вместе с тем, интернет-ресурсы рассматриваются как эффективная дополнительная составляющая при подготовке к экзаменам. Поэтому Рособрнадзор совместно с Минпросвещения России уже готовит площадки, на которых школьники начиная с 6-х классов смогут проходить диагностику своих знаний по всем предметам. Ресурсы будут не обязательные, а добровольные и помогут обучающимся выявлять пробелы по определенным учебным дисциплинам и своевременно устранять их. Музаев анонсировал запуск новой платформы для самодиагностики в ноябре текущего года.

ЕГЭ

Тема ЕГЭ всегда находится в центре внимания педагогического сообщества и родительской общественности, а в период, когда его нормальной организации и проведению может в очередной раз помешать СOVID-19, – она волнует всех участников образовательного процесса еще больше. Поэтому в общей массе вопросов, адресованных главе Рособрнадзора, подавляющее большинство касалось именно этой темы.

В числе главных тезисов, озвученных в ходе мероприятия, – тезис о том, что в нормативных документах, касающихся порядка организации и проведения ЕГЭ, ничего не меняли, все решения, которые потребуются в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в стране, будут носить временный характер. Те решения, которые принимались этим летом (перенос сроков сдачи ЕГЭ, отказ от сдачи ЕГЭ для подтверждения аттестата и его сохранение только для тех, кто планирует поступление в вуз), были продиктованы объективной реальностью, одобрены высшим руководством страны и позитивно восприняты родительским сообществом. По словам Анзора Музаева, в начале учебного года рано загадывать – нужно ли будет воспользоваться и в этом году таким подходом, но система управления показала, что, если и следующим летом возникнет реальная необходимость в сокращении количества участников экзаменов, Правительство РФ и заинтересованные органы власти оперативно отреагируют на эти вызовы.

«Пока мы рассматриваем такие варианты, что русский язык и математика, как и в допандемический период, останутся обязательными для сдачи и получения аттестата», – отметил Музаев. Предложение о введении ЕГЭ по истории в качестве обязательного пока не находит поддержки у представителей Рособрнадзора. Глава ведомства заверил, что в течение ближайших двух лет решение о дополнении перечня обязательных экзаменов ЕГЭ по истории принято не будет, поскольку такому решению должны предшествовать инициатива всего экспертного сообщества, согласование с федеральными властями, апробация и т. п.

В планах Рособрнадзора на ближайшую перспективу:

  • сохранение при благоприятных эпидемиологических условиях запланированных сроков проведения ЕГЭ, включая досрочный этап (проект предварительного расписания ЕГЭ уже разработан), хотя служба готова при необходимости сдвинуть сроки на лето и урезать досрочный период сдачи экзаменов, как было весной текущего года;
  • утверждение после 1 ноября демонстрационных версий ЕГЭ и публикация этой «методической шпаргалки» до Нового года для будущих выпускников;
  • сохранение минимальных баллов ЕГЭ («Мы уже несколько лет не меняем пороги, и эти пороги в нынешней ситуации, тем более, менять не будем, предпосылок для этого нет», – подчеркнул Музаев);
  • организация проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ на компьютерах (апробация программного обеспечения уже проводилась, на осень запланирован пробный экзамен для тех выпускников, которые намерены сдавать ЕГЭ по информатике в следующем году, демоверсии компьютерного экзамена уже готовы);
  • внесение корректировок в ЕГЭ по русскому языку и по истории («в рамках проводимой ежегодно плановой работы»), а также внесение в КИМ по обществознанию вопросов о поправках к Конституции Российской Федерации – в ту часть заданий, которая касается органов власти и федеративного устройства (при этом вопросов о процедуре внесения изменений в Конституцию РФ не будет);
  • обсуждение и оценка возможности использования в будущем комбинированных технологий – например, введение устной части при проведении экзаменов по отдельным предметам гуманитарного блока или использование технологии компьютерной сдачи для экзаменов по некоторым предметам естественно-научной направленности;
  • обеспечение при необходимости дополнительных мер безопасности при проведении экзаменов в 2021 году (с учетом эпидемиологической обстановки и рекомендаций Роспотребнадзора);
  • обсуждение новых ФГОС, которые будут с уклоном на практико-ориентированный подход и функциональную грамотность, а также переформатирование учебников под новые стандарты.

А вот чего нет в планах ведомства, так это разделения всех экзаменов на базовый и профильный уровни. Такое предложение рассматривалось только в отношении ЕГЭ по английскому языку, и то тогда, когда обсуждался вопрос о возможности отнесения его к числу обязательных экзаменов для получения аттестата, но такой подход было решено не применять. Равно как пока не обсуждается и перенос сроков проведения итогового сочинения по русскому языку в 11-х классах, которое, как обычно, запланировано на декабрь.

Также не ведутся дискуссии о возможности проведения ЕГЭ удаленно – вне пунктов проведения экзаменов. Пока организация этого процесса «с такой же массовостью, с такой же скоростью обработки, с таким же качеством проведения экзамена и его объективностью» невозможна, уверен эксперт. «Существующие современные технологии не позволяют одновременно посадить 700 тыс. участников по всей стране с учетом разных часовых поясов и провести экзамен честно и объективно», – сказал Музаев, добавив, что очный ЕГЭ обеспечивает равные условия для всех выпускников, исключая возможность списать или получить помощь третьего лица, чего не сможет обеспечить удаленный формат.

ОГЭ

«С ОГЭ такая же история, как с ЕГЭ», – обратил внимание глава Рособрнадзора. Как не планируются никакие концептуальные изменения (ни содержательного, ни организационного характера), так не принимаются пока и предварительные решения по ОГЭ, связанные с распространением COVID-19, включая его возможную отмену для 9-х классов, как имело место в прошлом учебном году. Но при этом Анзор Музаев не исключает возможности принятия необходимых решений в случае ухудшения эпидемиологической обстановки весной следующего года (при согласовании с Минпросвещения России и кабинетом министров).

«Груз знаний – груз не тяжелый, польза от этого будет в любом случае», – заключил чиновник. Он призвал девятиклассников уже сейчас определяться с выбором четырех обязательных предметов для сдачи экзаменов (русский язык, математика и два предмета по выбору) и готовиться к ним. Помочь в этом призваны демоверсии экзаменов, которые по мере их подготовки публикуются на официальном сайте ФИПИ.

Высказался Анзор Музаев и по поводу числа обязательных для сдачи ОГЭ экзаменов. В настоящее время их минимальное количество – четыре (русский язык, математика и два предмета по выбору), хотя ранее обсуждалось предложение об увеличении этого числа. «Менять количество предметов – обязательных и по выбору – мы не планируем», – заявил руководитель Рособрнадзора.

Что касается видеонаблюдения в аудиториях проведения экзаменов, то в отличие от ЕГЭ, для которого таковое является обязательным, регионы вправе сами решить, вводить видеонаблюдение на ОГЭ для 9-х классов или нет (некоторые субъекты РФ уже приняли соответствующие решения). По мнению Музаева, использование камер нацелено на улучшение качества образования и повышение эффективности результатов итоговой аттестации. «Там, где применяется видеонаблюдение на экзаменах в 9-х классах, в целом качественные показатели системы образования на порядок выше, чем в тех субъектах, где к этим экзаменам относятся слишком лояльно», – подчеркнул спикер.

ВПР

Еще один блок вопросов от родителей касался Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые представляют собой разработанные на федеральном уровне контрольные работы, проводимые в общеобразовательных организациях по итогам обучения в каждом классе по отдельным учебным предметам. ВПР не являются аналогом ГИА, они проводятся с целью оценки уровня подготовки школьников с учетом требований ФГОС.

Единое расписание ВПР предусматривает проведение контрольной работы раз в году по каждому предмету по каждой параллели. «Во многих школах проводится от трех и более контрольных работ за четверть, и когда одна контрольная работа по одному предмету раз в году вызывает сильный ажиотаж, мне кажется, это волнение, вызванное волнением самого учителя», – отметил Музаев. Результаты ВПР важны, прежде всего, для самих школ, учителей и родителей школьников, чтобы понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с чем нужно дополнительно поработать.

Анзор Музаев успокоил родителей и относительно проведения национального исследования качества образования, в котором в том числе учитываются результаты ВПР. По данным, озвученным начальником Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора Евгенией Елисеевой, в таком исследовании участвуют порядка 10 регионов (по несколько школ из этих регионов, в целом – от 200 до 500 школ по стране). Оценки по участию в исследовании никуда не выставляются, исследование проводится, «чтобы понять общую температуру по больнице», подчеркнул глава Рособрнадзора.

Что касается учета результатов ВПР при выставлении оценок за четверть или за год, то школа сама решает этот вопрос. Никаких рекомендаций об обязательности использования такого подхода от Рособрнадзора нет.

Кроме того, Анзор Музаев не считает дополнительной нагрузкой то, что 11-классникам приходится писать ВПР не только по тем предметам, которые они будут сдавать в форме ЕГЭ, но и по остальным предметам, как и не поддерживает идею отмены ВПР в 11-х классах. Он считает, что ученик должен иметь базовые знания по всем предметам, а не только по тем, по которым будет сдавать ЕГЭ, и если школа дает такие знания, то ВПР не создаст никаких дополнительных проблем для выпускника.

Проведение ВПР весной 2021 года (традиционно – в апреле) планируется, но конкретные сроки пока не утверждены. Причем если в прошлые годы определялись жесткие сроки проведения проверочных работ, то в текущем учебном году Рособрнадзор предложит период (месяц), а регионы и школы смогут сами определить конкретные даты проведения ВПР с учетом региональных праздников, внутришкольных событий и других факторов.

В этом же блоке вопросов Анзор Музаев высказал свое мнение по предложению о введении итоговой аттестации в 4-х классах, аналогичной аттестации в 9-х и 11-х классах. Он считает это излишним. «Начальная школа имеет свои особенности, ими, как правило, занимается один учитель, который при переходе ребенка в 5-ый класс понимает готовность каждого ученика к преодолению следующей ступени, поэтому никаких дополнительных испытаний мы не планируем и даже не обсуждаем», – заключил он.

«Мифы» о ЕГЭ и ОГЭ

Наконец, в ходе встречи с родителями глава Рособрнадзора развеял некоторые «мифы» относительно государственной итоговой аттестации. Первый касается утверждения, что в резервные дни экзаменационные задания легче, чем в основной период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. «Всегда даже в школе, когда не было ЕГЭ, казалось, что именно соседу попался легче вариант, чем тебе самому», – сказал Музаев. Он заверил, что все варианты ГИА сформированы по часовым поясам из общего банка заданий по тому или иному предмету без участия человека – с помощью программного обеспечения. Причем последнее запрограммировано так, чтобы собирать идентичные по сложности заданий варианты.

«Заговора нет, варианты формирует машина, надо подходить к изучению предмета и подготовке к сдаче экзамена правильно и в соответствии с нашими рекомендациями, и тогда любой вариант (в какой бы зоне выпускник ни учился) ему покажется адекватным и нормальным», – заключил руководитель ведомства.

Второй «миф» – задания ГИА каждый год усложняются. «Задания ежегодно соответствуют ФГОС, выходить за рамки которого мы не имеем права», – подчеркнул Анзор Музаев. По его словам, меняются только подходы к тому или иному предмету, корректируется содержательная часть контрольно-измерительных материалов, модели, но на сложность экзамена это не влияет. «Иногда и усложнение полезно – только так и наука, и образование двигаются вперед, когда ставятся какие-то новые планки, но целенаправленного изменения в сторону усложнения у нас нет, а иначе мы не видели бы роста практически по всем предметам», – добавил он.

Третий «миф» связан с тем, что творчески одаренные дети загнаны ЕГЭ в рамки, не позволяющие сдать экзамены на высокие баллы. «На самом деле практически все победители серьезных олимпиад, в том числе международных, успешно сдают ЕГЭ – суммарно вплоть до 400 баллов», – отметил Анзор Музаев. Кроме того, в ЕГЭ имеются несколько заданий повышенного уровня – так называемые «творческие» задания, которые позволяют набрать максимальное количество баллов.

***

Вторая волна пандемии продолжает проверять российскую систему образования на прочность. Но, влияя на текущий учебный процесс, она не должна нанести серьезный урон системе в целом. Как показала всероссийская встреча с родителями, Рособрнадзор, признавая приоритет очного обучения над дистанционным, но не умаляя значение последнего в текущих эпидемиологических условиях, решительно настроен внимательно следить за ситуацией и оперативно предпринимать все необходимые меры как для охраны здоровья обучающихся и педагогов, так и для снижения напряжения среди школьников, которым в этом году предстоят экзамены.