На правах рекламы


 
scanrail / Depositphotos.com

Только 1,2% доменных имен в Рунете охраняются в качестве товарных знаков. Если ваш домен и сайт пока не в их числе – стоит подумать о юридической защите своих прав. Ведь покупка доменного имени обеспечивает «аренду» адреса в сети Интернет, но не обеспечивает прав на саму совокупность символов, составляющих доменное имя.

Без товарного знака: в чем риски для владельцев доменных имен?

  1. Владелец сайта может вполне добросовестно, ни о чем не подозревая, нарушить чьи-то права на ранее зарегистрированный товарный знак. Среди 1,2% совпадающих доменных имен и товарных знаков, принадлежащих юридическим лицам, владелец домена и правообладатель товарного знака – в 75% случаев не совпадают. Это значит, что однажды ваш домен может оказаться под угрозой аннулирования.
  2. Раскрученным сайтом могут заинтересоваться так называемые trademark squatters – лица, профессионально занимающиеся регистрацией товарных знаков для их последующей перепродажи, в том числе подкрепленной угрозами судебного преследования владельца домена за нарушение прав на зарегистрированный товарный знак (т. н. «обратный захват»). Угроза прямая и явная – крупнейшая группа trademark squatters в России владеет вторым по величине портфелем товарных знаков, лишь незначительно уступающим портфелю Unilever.
  3. Сайтом компании могут заниматься подрядчики-фрилансеры или внутренние ИТ-специалисты. Часто на них же регистрируются доменные имена – 84% доменных имен в зонах .RU/.РФ принадлежат физическим лицам, физические лица составляют не менее 40% среди администраторов доменов компаний. Вместе с сотрудником (или подрядчиком) компанию вполне может покинуть и доменное имя. С товарным знаком на руках вернуть его будет намного проще.

Это только некоторые факты о доменных именах и товарных знаках в Рунете, полученные в рамках совместного исследования Онлайн Патент и АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет». Один из главных выводов исследования – российский Интернет-рынок растет, более 45% российских коммерческих организаций имеют веб-сайт, однако количество компаний, своевременно осуществляющих государственную регистрацию собственных нематериальных активов, все еще незначительно.

Как защитить свои интересы?

  1. Перед регистрацией доменного имени – необходимо осуществлять проверку будущего домена на наличие рисков нарушения чужих законных интересов, как это предусмотрено Правилами регистрации доменных имен в зонах .RU/.РФ. Как минимум, проверке подлежит наличие тождественных товарных знаков по интересующим категориям товаров и услуг.
  2. Если доменное имя уже зарегистрировано – необходимо убедиться, что его администратором является Ваша компания или непосредственно индивидуальный предприниматель. Не следует доверять право администрирования доменного имени системному администратору или фрилансерам.
  3. Выполните регистрацию товарного знака для принадлежащего компании доменного имени. Издержки на регистрацию составят порядка 60 тыс. руб., срок действия регистрации – не менее 10 лет. Страховка юридических рисков в отношении доменного имени за условные 5 тыс. руб. в год приближается к стоимости продления регистрации доменного имени и намного меньше большинства хостинговых тарифов.

Зарегистрировать новый товарный знак и продлить права на ранее зарегистрированные обозначения, найти товарные знаки, похожие на доменное имя, и проверить домен перед регистрацией можно с помощью единой платформы управления товарными знаками Онлайн Патент. Выполнение любого из указанных действий осуществляется полностью в электронном виде без изготовления бумажных документов или непосредственного визита в Роспатент.