Исследователи определили пол погребённых по результатам анализа белков зубной эмали.

Одним из своеобразных погребальных обрядов в среде северокавказской и ранних катакомбных культур Нижнего Подонья, Северо-Западного Прикаспия и степного Предкавказья являлось использование в качестве заупокойных даров определённого набора предметов. Центральное место в нём занимала керамическая модель детской колыбели. В наиболее полном виде набор включал в себя модель повозки из глины или дерева (иногда с моделями колес), модель колыбели, а также антропоморфные фигурки из камня, необожжённой глины, керамики или костей птиц. Дополняют «коллекцию» булавки разных видов и из различных материалов. Предметы, за исключением булавок, располагались компактной группой. Обычно они находились в ногах или на небольшом удалении от покойного.

Керамические модели колыбелей из могильника Золотаревка-1. Фото: Алексей Калмыков.
Открыть в полном размере

Количество вещей в одной могиле могло сильно варьироваться. Известен погребальный комплекс, в котором модель колыбели была единственным предметом инвентаря. Но чаще, помимо моделей, в погребениях находят ещё три-четыре категории предметов. В общей сложности на данный момент известно около трех десятков комплексов с моделями колыбелей. Максимальное распространение обряд получил во второй четверти III тысячелетия до н.э.

Кого в эпоху средней бронзы хоронили с моделями детских колыбелей?

Местоположение курганных могильников с моделями колыбелей. Илл.: Алексей Калмыков и др, Краткие сообщения Института археологии.

Важной особенностью обряда считается его приуроченность к детским захоронениям – возраст детей, которых хоронили с моделью колыбели, был не больше 11 лет. Однако было непонятно, мальчики это или девочки. Так как морфологические особенности скелета, позволяющие диагностировать пол, к этому возрасту ещё не сформировались. С одной стороны, наличие в могилах различных булавок и характерных женских типов украшений даёт основания говорить о значительном, даже подавляющем, приоритете черт женского заупокойного культа. Но, учитывая детский характер захоронений и слабую изученность особенностей детского погребального обряда эпохи средней бронзы, подобные выводы могут быть ошибочными.

Молекулярные методы и, в частности, анализ ДНК ископаемых индивидов идентифицируют пол с высокой долей достоверности, но имеют свои ограничения при высоком уровне деградации ДНК, да и сам такой анализ весьма дорогой. Не менее надёжным, но более простым и дешёвым методом определения пола у детей и взрослых является протеомный анализ эмали зубов.

Кого в эпоху средней бронзы хоронили с моделями детских колыбелей?

Погребение Золотаревка-1 5/3. Фото: Алексей Калмыков.

В своём исследовании, опубликованном в«Кратких сообщениях Института археологии», команда учёных из МГУ имени М. В. Ломоносова определила пол четырёх детей эпохи средней бронзы, погребённых с моделями детских колыбелей в трёх курганных могильниках Центрального Предкавказья. Для определения пола исследователи изучили содержание в зубной эмали двух изоформ белка амелогенина, который кодируется генами, расположенными в X- и Y-хромосомах.

Трое детей оказались девочками. Пол четвёртого ребёнка надёжно установить не удалось из-за нехарактерного распределения пептидных фрагментов, выделенных эмали зубов. Это может быть связано как с заболеваниями, влияющие на экспрессию мужских и женских вариантов генов, из-за которых у девочки органическая часть эмали зубов могла формироваться преимущественно из «мужских» белков, так и быть редким отклонение от нормы. К тому же принадлежность модели детской колыбели захоронению четвёртого ребёнка с «сомнительным» зубным протеомом вызывает у археологов вопросы. Возможно, что заупокойные дары относятся к другому захоронению. Как бы то ни было, гипотеза о том, что с моделями детских колыбелей хоронили именно девочек, получила ещё одно подтверждение.