Их оставили солдаты замка, который контролировал пролив между Англией и Францией.

В Дуврском замке (Кент, Англия) обнаружили деревянную дощатую дверь, которая испещрена граффити конца XVIII – середины XIX в. Среди них – инициалы, фамилии, даты и рисунки.

Рисунок бокала (чаши?) и креста. Фото: Jim Holden / English Heritage / The History Blog.

Дуврский замок. Фото: Chensiyuan / Wikimedia Commons.

Рисунок одномачтового корабля.Фото: Jim Holden / English Heritage / The History Blog.

Сцена повешения. Человечек в двууголке может подразумевать Наполеона.

Другая сцена повешения. Фото: Jim Holden / English Heritage / The History Blog.

Реставратор позирует сквозь «глазок» в двери. Фото: Jim Holden / English Heritage / The History Blog.

Дверь в процессе очистки и консервации.  Фото: Jim Holden / English Heritage / The History Blog.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Открыть в полном размере

Дуврский замок был построен во второй половине XI в., вскоре после нормандского завоевания Англии, чтобы контролировать пролив Па-де-Кале – самую узкую часть Ла Манша (около 30 км). Свой «канонический» вид замок приобрёл при короле Генрихе II (1154–1184). У крепости 14 башен, а также центральная башня-донжон. Кроме того, на её территории находится церковь, колокольня которой представляет собой перестроенный римский маяк. Во время Английской революции крепость сдалась войскам парламента без боя, благодаря чему очень хорошо сохранилась. В конце XVIII и в начале XIX в. замок существенно перестроили, чтобы защитить от новой артиллерии. Участвовал Дуврский замок и во Второй мировой войне: в нём располагались бомбоубежище, госпиталь и командный центр. В последние годы замок работает как музей.

Первые граффити на дуврской двери появляются в тревожное время Французской революции и Наполеоновских войн. Эта дверь стояла на верхнем этаже одной из башен (St. John’s Tower). В то время башню охраняли от шести до двенадцати солдат, в верхнем помещении дежурили один или два человека, задачей которых было наблюдение за окрестностями. У этих солдат были ножи, возможно, штыки, и, видимо, от скуки они ими и процарапывали надписи и рисунки на старой двери.

Всего на ней около 50 граффити. Наиболее выразительны рисунки – например, одномачтовый восьмипушечный корабль. Такими пользовался и королевский флот, и контрабандисты, и каперы. В другом месте изображен бокал или чаша для вина, а над ним – узорчатый крест. По мнению исследователей, этот рисунок мог символизировать христианское святое причастие.

Другие рисунки показывают, насколько наше мировосприятие отличается от представлений XIX века – солдаты девять раз изобразили повешенных людей. Известно, что в то время такие казни проводились в том числе и в Дуврском замке, известно также, что на них собиралось множество зевак. Так что рисунки могут быть отпечатком реальных сцен. При этом одна из «повешенных» фигурок – в военной форме и двууголке. Не исключено, что так английский солдат изобразил Наполеона.

Среди граффити три даты: «1789» (начало Французской революции), «1798» (время перестройки замка) и «1855» (время перестройки башни). Кроме множества процарапанных инициалов, сохранились и две фамилии: «Downam» и «Hopper» или «Hooper».

Через какое-то время граффити закрасили краской, потом дверь красили ещё несколько раз, а ею самой  стали редко пользоваться. Граффити обнаружили только несколько лет назад, после того, как дверь сняли, чтобы отреставрировать. Сейчас все слои краски счистили, а древесину законсервировали. В июле дверь станет одним из экспонатов новой выставки в Дуврском замке.